С актерами
Для детей
На улице
В помещении
Сложность
Не важно
Динамика
Не важно
Стоимость
Не важно
Кол. участников
MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух
2017-03-16

MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух

VR Virtual reality, MR Mixed reality мир, где игроки становятся суперменами, где возможности практически не ограничены. Надел очки и можешь прогуляться по Марсу или избить зловредного начальника. Корреспондент ProRealGames опробовал на себе новейшие аттракционы парка «Виртуалити».


MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух


Это странное место на первый взгляд напоминает заброшенный склад. Какие-то пустые комнаты, голые стены из ДСП, тусклый свет. Попадая сюда, недоумеваешь — «Что здесь продают? Воздух?». Отчасти это действительно так. То, что происходит в полутёмных помещениях — как магнитное поле Земли. Захватывающе, но невооружённым глазом не увидеть. Это один из крупнейших парков игр виртуальной (VR) и смешанной реальности (MR) — «Виртуалити». Для начала определимся с понятиями.
 

Что такое VR-игры, AR-игры и MR-игры в реальности?
 

  • VR — Virtual reality — это придуманная среда, моделируемая при помощи компьютера или другого устройства. Она даёт эффект присутствия, но никак не пересекается с внешним миром.
     
  • AR — Augmented reality — дополненная реальность — накладывает виртуальные элементы на наше окружение.
     
  • MR — Mixed reality — смешанная реальность — микс первых двух. Здесь виртуальные объекты «вживляются» в настоящий мир, а ты чувствуешь себя Зевсом Громовержцем — можешь всё, даже менять внешнюю среду.

 

MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух


В одной из комнат парка вы попадаете на красную планету. Это первый интерактивный квест в России — «Миссия Марс». Ни о чём не подозревая, разглядываете обстановку космической станции, входите в специальный лифт, несётесь ввысь, и тут — всё взрывается, пол уходит из-под ног. После адского лифта Вас ждёт новый сюрприз — тонкий мостик над пропастью, и, конечно, это единственный путь к спасению. На другой стороне — резервный генератор энергии, который нужно запустить, чтоб хотя бы выбраться со станции, где произошла авария.

Оператор игры держал меня за руку, разговаривал тоном бывалого психоаналитика, но я всё-таки на всякий случай встала на колени и ползком устремилась к спасению.

Но моему проводнику показалось этого мало, меня пригласили к краю пропасти и предложили шагнуть в никуда. А дальше минут 15 потратили на уговоры. Эти секунды были самыми страшными, а когда делаешь шаг, полёт уже не такой захватывающий. Конечно, ведь ты стоишь, вцепившись синими пальцами в руку своего спутника, на абсолютно ровном полу. Из реквизита в комнате — лишь резиновый коврик, небольшая платформа на пружине высотой 10см (тот самый лифт, который падал вместе со мной), кривая доска и пара больших кнопок на стене. И вся катастрофа — оптический обман. А оператор с недоброй усмешкой говорит, что иногда сбрасывает людей в пропасть ещё с мостика… Вот такая она, жестокая смешанная реальность.

 

MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух

 
«Охотники за привидениями»
— мини-квест, где ты блуждаешь по мрачным коридорам разрушенного замка. Наступаешь на виртуальные доски, а они скрипят как настоящие. Картинку перед глазами дают беспроводные очки Samsung Gear. К ним прикреплены датчики — пластиковые шарики с покрытием, работающие по принципу светоотражателей. Сверху установлены камеры, которые «видят» посетителя, фиксируют его движения и подстраивают игру под него. Эта технология называется «трекинг». Пока аттракцион на стадии доработки, иногда рукой не можешь нащупать стену, которая по картинке здесь точно есть, иногда пол нарисован немного выше, чем на самом деле. Но каждый день этот вымышленный мир всё больше «врастает» в реальность.

Оператор говорит, дойдёт до того, что можно будет взять в руки топор, который прилетел из ниоткуда и воткнулся в стену у тебя над головой. И этим колуном зарубить какого-нибудь страшного жителя этого замка.

Ещё один квест смешанной реальности, тоже на стадии доработки — «Марс Драйв». Ездишь по красной планете на квадроцикле и собираешь артефакты. Пока без оператора — никак, иногда камеры «теряют» игрока, картинка «зависает», и можно случайно встретиться со стеной. Благо, скорость небольшая. Но разработчики справятся с этими неполадками, ещё планируют добавить сюжет и добиться того, чтобы три человека могли одновременно проходить квест.

Леонид Ковалёв, исполнительный директор компании-разработчика Hello Computer: «Самым сложным было совместить реальность с виртуальным миром, понять, как всё это будет работать в реальных условиях. В качестве эксперимента даже катали друг друга на креслах по офису».

В итоге, разработчики этого квеста дали свободу игрокам виртуальной реальности. Если раньше им приходилось стоять на одном месте, шаг в сторону — всё, волшебство кончилось. А теперь можно не просто ходить, а даже ездить по трассе.

 

MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух


Если вам уже кажется, что, в свете вышесказанного, VR-симуляторы — это прошлый век, то вы ошибаетесь. Да, они никак не влияют на реальность, но их графика — как Лунная соната Бетховена — настоящее произведение искусства. Настолько реалистичная, что я невольно отпрыгнула, когда какой-то недружелюбный монстр кидался в меня слизью, и устроила небольшой погром. И всё это благодаря VR-очкам HTC-Vive. На сегодняшний день они — лучшие в мире.

Попробуй бросить чашку в стену и увидишь, как виртуальные осколки разлетаются словно настоящие. Кстати, ты действительно можешь это сделать — на руках специальные контролеры, которые позволяют брать предметы.

Но, конечно, провода мешают — далеко не уйдёшь. А камеры следят за твоими передвижениями и, если приближаешься к грани, очки тебе любезно демонстрируют стену. А что самое важное — графика прекрасно адаптирована под особенности человеческого глаза. Можно играть часами и никакой головной боли, тошноты, усталости. А сюжетов столько, что отпуска не хватит, чтобы все попробовать.

Легендарные Oculus Rift в парке тоже есть — пощупать их можно на аттракционе «Звёздный клинок». Графика даже эпичнее, чем у HTC, но минус в том, что частота кадров мешает восприятию. Дети хорошо переносят эти особенности технологии, а вот взрослых часто мучает головокружение и тошнота.

 

MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух


Динамичные платформы — тоже отдельная песня. Их ничто не сможет заменить. Один из аттракционов — «Экстремальная тележка» — сродни американским горкам. Только здесь помимо скорости и крутых виражей, ещё и рельсы кое-где разрушены, а часть маршрута пролегает под водой, где  морские чудовища дышат тебе в спину. Причём в буквальном смысле, ведь графика проработана на 360 градусов. Платформа отклоняется максимально  на 42 градуса, но этого хватает, чтобы руки свело от напряжения.

Перевести дух после чудо-тележки не дали — администратор парка «Виртуалити» пригласил на космо-приключение «Сквозь чёрную дыру».

«Что это? Как это работает? Это MR?» — сыплю вопросами я. А молодой человек хитро улыбается. Это просто огромная труба с полосками. Она крутится и заставляет паниковать мой вестибулярный аппарат.

А дальше — зеркальная комната, где я пару раз врезалась в стену, пытаясь сосчитать, сколько там зеркал. Оказалось — всего одно. Оптический обман — что-то из истории о далёком детстве с комнатой смеха и сказкой про Деда Мороза. И в этом тоже что-то есть.

 

MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух


Кстати, появление VR, AR и MR действительно связано со сказкой. Больше века назад писатель Фрэнк Баум (автор волшебной страны Оз) поведал миру о странной идее — электронный дисплей, накладывающийся поверх реальной жизни. Через полвека Мортон Хейлиг (его ещё называют отцом «виртуальной реальности») изобрёл стимулятор Sensorama — «театр погружения». Правда он был больше похож на шкаф, скрещенный со стулом, где запахи и вибрирующее кресло должны были дополнять эффект от фильма. Но люди не прониклись и вскоре об этой машине забыли. В 1968 году профессор Гарварда Айван Сазерленд вместе со своим студентом сделал первую систему дополненной реальности на основе головного дисплея. Правда, очки получились тяжеловатыми, их крепили к потолку с помощью специального кронштейна. Таких экспериментальных моделей в истории было много, а наиболее удачные, кстати, сделали наши соотечественники уже в 2000-х годах.

Борис Филиппов, администратор парка аттракционов «Виртуалити»: «Россия первая в мире сделала VR-очки. Компания FIBRUM наши русские парни. И первые вышли на рынок. Компания Sony пыталась сделать что-то похожее, они запустили свою линейку, но в итоге ушли в телефоны, телевизоры и перестали заниматься VR. Потом компания Samsung подтянулась. Первые динамичные платформы с VR-очках тоже делали наши. Это компания Total Interactive первая компания, которая делала 7D-кинотеатры с динамичной платформой. До них никто повторить динамику не мог».

 

MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух
 

Сейчас в этой сфере американцы довольно далеко ушли вперёд, но Россия потихоньку догоняет извечных соперников. Правда VR- и MR-технологии не отличаются доступностью. Каждая платформа стоит больше миллиона рублей. А чтобы создать квест смешанной реальности, нужно как минимум 5 миллионов. Обычную игру в реальности вполне можно смастерить за неделю, на создание MR уходят месяцы. Однако наших бизнесменов это не пугает, потому что прибыль от таких развлечений окупает все стрессы с лихвой — ещё и на санаторий останется.

«Россия первая в мире сделала VR-очки. Компания FIBRUM наши русские парни, они первыми вышли на рынок. Компания Sony пыталась сделать что-то похожее...»

Основная часть клубов расположена в торговых, деловых центрах, в парках, в анти-кафе. Например, парк «Виртуалити» обосновался в ВДНХ, Virtuality club ищите в ТЦ «Нора» на проспекте Андропова, экшен-игра «Гравитация» и квест «Особое мнение» — в деловом центре «Арма» на Курской. Сейчас эта ниша только набирает обороты, разработчики шутят: «Что бы ты ни сделал в сфере VR, всегда можно сказать, что ты первый».
 

MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух


Я тоже решила внести свою лепту в развитие VR и MR в России. На выходе из парка «Виртуалити» расположена игровая зона «Пандора». Здесь можно нарисовать какого-нибудь питомца и отправить его жить в виртуальный мир. Что я и сделала. Теперь на просторах огромного экрана ползает, спит и играет очаровательная личинка по кличке Мортон. Приходите знакомиться.
 

MR- и VR-игры в реальности: продавая воздух

Алиса Зеленцова,
корреспондент ProRealGames

Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите в личный кабинет.