«Морфеус» — квест с закрытыми глазами

В центре Москвы расположился квест “Морфеус” — новый формат игр в реальности. Здесь гостей усаживают на стулья, завязывают глаза, а дальше все события происходят в воображении. Каково это — выйти из комнаты, которой нет, — читайте в нашем обзоре.

Новичкам, не знакомым с таким форматом игр, предлагают флагманский сценарий компании — «Ответ Гиппократа». Команда ProRealGames решила его опробовать. Я ехала на квест с опаской: задумка настолько простая и смелая, что либо это бомба, либо полный провал, и писать не о чем. «Середины» тут быть не может. Создатели проекта, как выяснилось, тоже это понимали. Как-то раз собрались вместе физик, финансист и преподаватель английского языка и придумали абсолютно новый жанр игр в реальности, где действие происходит в воображении гостей. Полгода только один сценарий писали, потом его «переселили» в виртуальную реальность — выглядит как полноценный компьютерный квест.

Некоторые СМИ даже писали, что, по слухам, проект разрабатывали военные психологи – настолько мощная получилась история.

По детальности и реалистичности она не уступает сценариям картин Хичкока. И сходство не только в этом: за те полтора часа, что мы провели в полумраке, я действительно «посмотрела» фильм с позиции его главного героя (один из любимых трюков старика Альфреда). С той лишь разницей, что Хичкок опирался только на зрение аудитории, а в «Морфеусе» работают и другие органы чувств. Такой уровень «погружения» в атмосферу ему и не снился.
 


Александр Князев, со-основатель квеста «Морфеус»: «Люди однажды настолько погрузились в процесс, что после игры в коридоре начинали очень увлечённо обсуждать, что было бы, если бы поехали направо или налево, со всеми деталями. На что один из их товарищей сказал: «Слушай, ты же понимаешь, что ничего этого не было?» В ответ: «Блин, точно». Это момент, который мы очень любим, который мы называем «wow-эффектом». Когда человек снимает маску и говорит «Wow!» почти c каждой командой такое случается».

Действие происходит в небольшой комнате, но к формату эскейп-рума не имеет никакого отношения. Нам выдали удобные повязки на глаза и по очереди усадили на стулья, стоящие в ряд у стены. Пришлось пожертвовать макияжем (после игры я была похожа на Джокера), но было ради чего. Этот квест проходят только сидя — чтобы не упустить деталей, не «вылететь» из атмосферы. А место для каждого гостя выбрано так, чтобы звук «окутывал» его со всех сторон.

Оператор — милая девушка — не просто встречает, выдаёт гостям маски и следит за процессом. От неё зависит 50% успеха игры. Эта девушка — ходячий аудио-спектакль — 90 минут напрягала связки, описывая нам, что мы чувствуем, где находимся, что происходит вокруг и к чему приводят наши действия. Она никогда не ошибается, не путает детали, знает всё закоулки придуманной больницы. А ещё у неё есть сверх-сила — невероятное терпение. Когда оператор в 10-ый раз повторила по нашей просьбе сложную подсказку, которую мы никак не могли запомнить, я позавидовала её выдержке.

Мы лепетали что-то невнятное, перебивали друг друга несвязными выкриками «Я бью его лопатой по голове», «Подождите, зачем бить, у нас есть вода, дайте несчастному попить» и «Зачем я взял пачку LD?» т.д. А девушка ни разу не вышла из образа и ничем не выдала раздражения. Она сопровождает по игровому миру ненавязчиво, ты не осознаёшь, что тебя ведут.



Александр Князев, со-основатель квеста «Морфеус»: «Очень часто бывает так, что люди находят какие-то решения, на которые мы не рассчитывали изначально. Кто-то мастерит какое-то оригинальное оружие и т.д. Делают те шаги, которые позволяет им игровая механика, но на которую мы не закладывались. Опыт операторов помогает провести игроков так, что они не поймут, что это не было запланировано. Декларируемая нами на входе полная свобода действий действительно соблюдается на протяжении всего сценария».

Ещё один актёр — правая рука ведущего — отвечает за запахи и прикосновения. Он «озвучивал» наши действия — разбивал табуретки, например. А ещё исполнял роли странных персонажей, которые встречались команде. С каждым мы попадали в ситуацию морального выбора — помочь/довериться или добить/убежать. У всех артистов «Морфеуса» есть или профессиональное образование, или опыт работы в театре и кино. Ни одного случайного человека здесь нет, потому что опасно доверять половину успеха игры неподготовленному студенту, который хочет подработать в перерывах между сессиями. Здесь артисты действительно блистают, хоть у них нет ни сцены, ни костюмов, ни грима, ни декораций.

В игре нет надоевших до тошноты заданий «найди комбинацию цифр и открой дверь», она максимально приближена к обычной жизни. В мусорках – настоящий хлам, в операционной — скальпель, в ежедневниках — записи, в кармане халата врача — карандаш. И всё это можно потрогать.

Просишь оператора, он озвучивает твои действия, и ты получаешь реальные предметы. Но чтобы вы не обнаружили в процессе игры, совсем необязательно это вам пригодится. Пока до нас это дошло, мы успели набрать столько ненужного мусора, что он валился из рук. Команда Плюшкиных работала под девизом «А вдруг потом понадобится».

Так я и сидела полтора часа, нежно обнимая кружку с жёлтым налётом и надписью «Босс», а сосед бережно хранил потрёпанный сборник сканвордов. Причём, весь реквизит подобран в точности под описание. Здесь никаких неточностей быть не может.

 


Александр Князев, со-основатель квеста «Морфеус»: «Был я на обучении в городе Саратов – (открывался новый филиал квеста – прим.корр.). И там мы проводили тестовые игры. Один молодой человек (игрок) взял в руки бутылку водки. Ему описали её так:

— Вы берёте бутылку водки марки «Русский стандарт».

 «Не, не «Русский стандарт».

Прошло секунд десять, он её пощупал, пощупал и сказал, что это «Талка». Вот так человек наощупь определил марку. Таких не проведёшь. Это пример маленьких деталей, которые могут «выбивать» из игры».

Ароматы в этой истории не только создают атмосферу. В палате больницы пахнет лекарствами, в старом шкафу — пылью и т.д. Иногда запахи даже становятся подсказками. Пока я справлялась с приступом тошноты от одного из них и жаловалась своим спутникам, части мозаики вдруг сложились в цельную картину и мы вдруг поняли, куда бежать. Вот так мой чувствительный нос спас мир от катастрофы.
 

Нам пришлось потеть под пулями в перестрелке, обыскивать трупы, которые на нас падали (не манекены). Но в итоге, нанюхавшись лекарств на годы вперёд, мы-таки выполнили миссию и разъехались по домам, в шоке от пережитого. Хотя изначально были настроены довольно скептически.

Но у команды проекта даже для самых ярых любителей проверить квест «на прочность» припрятано кое-что. У «Морфеуса» есть для вас и красная, и синяя таблетка, но возможность выбора, как водится, иллюзорна. Победитель в этой игре — сам «Морфеус».

Хоть и кажется, что уже невозможно придумать что-то необычное, Москва избалована всевозможными видами игр и приключений, но это действительно НОВЫЙ формат, бомба, которая «рванула» по всей стране. В «Ответ Гиппократа» уже играют в 18 городах России.



Алиса Зеленцова,
корреспондент ProRealGames