Геймификация в бизнесе: играть на работе и выигрывать

Пока одни блокируют доступ сотрудникам к он-лайн играм и соцсетям, другие используют квесты как мотивацию. Корреспондент ProRealGames выяснил, какие игры приносят миллионы госкорпорациям и крупнейшим частным компаниям России.



 

Первый день на новой работе, чувствуешь себя цирковой обезьянкой — все с любопытством разглядывают, а ты прыгаешь с этажа на этаж, чтобы понять, где здесь бананы дают и за что. Ситуация, знакомая многим. Компания «Билайн» придумала, как преодолеть этот неприятный момент легко, играя — запустили Welcome-квест. Новичок проходит его, выполняет различные задания, и таким образом знакомится с коллективом, офисом и своими обязанностями.

Другая фирма, занимающаяся кормами для животных, придумала приятный способ представить сотрудникам свой товар. В первый рабочий день человек играет в компьютерную игру, где надо накормить кошку. Из всех виртуальных разносолов их корм — самое любимое и полезное блюдо для четвероногого друга, потому что продукт сбалансированный. А потом тебе выпадает честь и настоящего питомца накормить — в офисе живёт кошка.

Гоняясь за ценными кадрами, HR проявляют чудеса изобретательности. Кто-то ставит Xbox, «настолки» и пинг-понг в зоне отдыха, некоторые проводят «Мафию» в рабочее время. Другие каждую пятницу вызывают массажиста или мастера маникюра для женской половины коллектива, раздают бесплатные фреши. А всё потому, что сейчас бОльшую половину рабочих мест занимает «поколение Y». То, которого различные «плюшки» мотивируют лучше, чем деньги. Вы можете прибавить им зарплату, но, по статистике, через 2 месяца они будут работать так же, как до «бонуса». К ним нужен особый подход.

Кирилл Наумов, бизнес-консультант по геймификации, управляющий партнёр Naumov Consulting Group: «Поколение Y» родилось в 90-е, там была огромная демографическая яма, и сейчас, в результате, не хватает квалифицированных специалистов. «Поколение Y» может выбирать: «Ок, здесь поработаю» или «Ой, мне не понравилось, начальник злой, пойду-ка я в другое место». Инфантильная составляющая тоже играет важную роль. Никто не будет, как наши родители, работать по 20-30 лет в одном месте. Все будут работать по 2-3 года, а задержаться на 5 – это значит, что там должна быть какая-то невероятная корпоративная культура, чтобы ты вовлекался в этот процесс».

Cейчас бОльшую половину рабочих мест занимает «поколение Y». То, которого различные «плюшки» мотивируют лучше, чем деньги. Вы можете прибавить им зарплату, но, по статистике, через 2 месяца они будут работать так же, как до «бонуса». К ним нужен особый подход.

Самый распространённый способ вовлечь «поколение Y» — игра-рейтинг. Тщеславие и амбиции — вот на чём играет геймификация. Кто лучше продаёт, кто лучше обучает — за место на доске почёта многие готовы рыть окопы круглые сутки. Только системы придумали гораздо сложнее, не просто фото на стенде, хотя принцип тот же.



 

Анна Любимова, ведущий менеджер по персоналу компании КРОК: «В КРОК уже больше 10 лет существует корпоративная валюта — бобрики. Название связано с фамилией владельца компании — Бориса Бобровникова. Несколько лет назад эта валюта переместилась в виртуальный бобробанк, хотя изначально купюры были в оффлайне. В КРОК сформировалось маленькое «государство» со своей боброэкономикой, гражданами и бобро-магазином. Механизм геймификации помогает поддерживать важные для компании операционные процессы и развивать бизнес. Отправил отчёт до дедлайна, вовремя сдал экзамены по специальности, стал наставником для новичка  получаешь тематический почетный бейдж в корпоративной соцсети Jive».

Юлия Новикова, сотрудник компании «КРОК»: «Ты за бобрики можешь купить себе, например, кресло эксклюзивное, супер-удобное. У нас коллега одна купила себе лимонное дерево. Либо, если у коллеги День Рождения, ты можешь записать видеопоздравление для него. И разместить на плазмах, которые висят на этажах за бобрики».


Бобрик - историческая версия, вышедшая ныне из производства

Сто бобриков
 

Некоторые копят игрушечные деньги и оплачивают ими обучение в корпоративной автошколе. Другие получают скидки на путешествия или спортивные программы. Третьи скидываются с соседями по кабинету и покупают плазму в офис.

В «Одноклассниках» с помощью квеста борются с багами. Исправлять их скучно, многие ошибки — на совести людей, которые уже давно не работают в компании, поэтому никто не горел желанием их убирать. HR запустили «Багатлон», где щуплые IT-шники могут почувствовать себя суперменами и спасти мир. Прокачиваешь свои навыки, бьёшься на дуэлях с другими сотрудниками, зарабатываешь виртуальные награды. Разработчики приняли вызов — многие «играли» даже по вечерам и в выходные.

Ещё один козырь игры — сюрпризы. Простое человеческое любопытство может горы свернуть.

Кирилл Наумов, управляющий партнёр Naumov Consulting Group: «Есть компания, называется «Рубашка на заказ», где за добрые дела ты получаешь специальную карточку. Тебе может один раз в месяц её дать какой-то другой работник, если ты ему в чём-то помог, в чём-то необычном. За это ты получаешь какой-то оригинальный приз от руководства. Ты никогда не знаешь, что выпадет. В компьютерных играх есть такой термин  «пасхальные яйца». Это какие-то неожиданные вещи: автомат или машина, которой нет нигде. И ты должен их найти, не зная, что это за машина. Ты можешь на неё ненароком наткнуться и очень обрадоваться, именно потому, что это случайно произошло. Так же и в геймификации «пасхалка» работает безотказно».

А некоторые госкорпорации используют игру как тренинг. Отработать план действий на случай экономического кризиса в стране, «подставы» со стороны конкурентов, повышения цен на сырьё и т.д. А иногда просто чтобы сотрудник понял, что делает соседний отдел, который работает за стеной.

Например, один крупный холдинг по атомной энергетике запустил «Фабрику процессов», которая знакомит людей с производством и даёт шанс продвинуть самые необычные рацпредложения. Для некоторых эта игра стала скоростным лифтом в плане карьеры.



 

Лариса Денисова, HR-менеджер госкорпорации: «У нас был рядовой сотрудник, хороший исполнитель, но этого человека никто не замечал, он выполнял работу в рамках своих функциональных обязанностей. А во время игры (у нас там нужно «толкать» безумные идеи, чтобы улучшать процессы — например, «давайте стулья повернём в другую сторону», «давайте что-то повесим на потолок») человек подавал такие интересные идеи, что на него руководитель стал смотреть по-другому и начал давать более сложные задачи — человек вырос, стал проектным менеджером».

Некоторые любят ролевые игры. Компания Gett (сервис такси) регулярно сажает своих сотрудников (не профессиональных водителей) и даже боссов за руль, чтобы стать ближе к клиентам и понимать их «заскоки». А периодически даёт им телефоны, и они работают девушками из контакт-центра.

Геймификация хорошо приживается в ритейле, в банках, интернет-магазинах. Кстати, этот метод мотивации подходит только большим компаниям — от 500 человек. Маленькие — как семья, все друг друга знают, нет соревновательного духа.

Есть агентства, внедряющие геймификацию — своеобразные санитары бизнеса. Они проводят обследование компании, находят слабые места и разрабатывают индивидуальную игру, которая «реанимирует» проблемные «органы». Причём, работа этих санитаров не так проста, как кажется на первый взгляд. Часто при опросах сотрудники сами не знают, чего хотят. Например, однажды специалисты фирмы, которая производит подушки и матрасы, попросили в награду за свои успехи… матрасы и подушки.

Оно и понятно — продукт дорогой, хороший — но в качестве мотивации не подходит. И консультантам пришлось объяснять людям, чем отличаются настоящие ценности от обычных сиюминутных потребностей. Иногда у руководителей разыгрывается чрезмерный аппетит, и они задают слишком высокую планку подчинённым. Тут никакая игра не поможет, руки опускаются. А бывает, что отдел HR оказывается слабым звеном: плохо обучают своих подопечных, не контролируют процесс геймификации. Поэтому разработав игру, консультанты не отпускают сразу компанию в свободное плавание — пару месяцев, пока люди втягиваются в квест, следят за процессом, дают советы. И по ходу помогают улучшить сайт, увеличить продажи и т.д. В среднем геймификация занимает 2-4 месяца, от идеи до первых результатов. Но удовольствие не дешёвое: минимальная стоимость — от 500 тысяч рублей.

Но, кстати, совсем не обязательно тратить такие суммы, иногда можно подручными методами улучшить климат в офисе, чтобы люди ходили на работу с удовольствием. Одна компания запустила игру под названием «Тайный друг»: в большую вазу опускают бумажки с именами сотрудников, каждый вынимает по одной и дарит подарок тому, чьё имя ему выпало. Коллеги чем только не радуют друг друга — от резиновых калош до чёрной икры. Мелочь, а приятно.



 

Алиса Зеленцова,
корреспондент ProRealGames