Оператор квеста — работа для настоящих ниндзя

 

На время игры эти люди становятся невидимками для гостей, а на самом деле «Большой брат следит за тобой». Во многих эскейпрумах операторы просто нажимают кнопку «Пуск», за остальное отвечает автоматика, но в большинстве перфомансов от них зависит процентов 70 успеха игры. Корреспондент ProRealGames сходил на «Жесть 2. Возмездие», чтобы увидеть изнанку квеста.

Когда я (корреспондент ProRealGames) готовилась пойти на перфоманс «Жесть 2», коллеги мне рассказывали, что там оператор будто самолёт сажает — кнопки, мониторы, комната похожа на ЦУП. Но когда я попала туда, возникла другая ассоциация: человек за пультом напоминает дирижёра, который руководит исполнением симфонии Чайковского. Я с трудом различала фигуры людей на мониторах камер, а он подбирал подходящие подсказки из сотни аудиофайлов, управлял светом, музыкой, дверями – и всё это двумя руками и даже без партитуры. В распоряжении молодого человека — около 30 кнопок и выключателей, а он даже не смотрит на подписи – ориентируется на ощупь, мышечная память срабатывает.
 


Я искренне удивляюсь, почему нельзя всю эту систему автоматизировать, чтобы оператор был лишь наблюдателем и мог пить чай, следя за игрой. А команда квеста пренебрежительно называет автоматизированные игры музыкальными шкатулками — они подводят в десятки раз чаще, чем перфомансы на «ручном» управлении. Здесь можно быстро починить или убрать сломавшийся элемент, так, что игроки ничего не заметят. А техника ведь часто выходит из строя, без этого никак. Мало того, что механизмы изнашиваются и страдают от агрессивных посетителей, так ещё и молния в здание может попасть. Без шуток, такая история действительно произошла с одним из столичных перфомансов. Гроза, вспышка — и электричества в помещении больше нет. А игру-то уже не отменить — пришлось выходить из положения, на ходу менять задания.

Моя коллега, менеджер по работе с партнёрами ProRealGames, Мария Николайчик, несколько лет трудилась оператором в разных перфомансах. Ей есть, что вспомнить — курьёзов по техническим причинам было много, хватит на целое стендап-шоу.

Мария Николайчик,  менеджер по работе с партнёрами ProRealGames: «Однажды произошла забавная ситуация: я сижу в операторской, веду одну из игр, все в норме. На пульте есть диммер, который управлял светом на всех локациях в квесте. Моя задача была включить и быстро выключить в определённый момент свет, сделать что-то на подобии вспышки для игрока, в тот момент, когда актриса с бутафорской пилой подойдёт как можно ближе к нему, чтобы напугать. И вот, подходит она с этой пилой достаточно близко,  я резко включаю свет этим самым диммером, и кнопка остаётся у меня в руках - свет выключить не получилось. А актриса-то стоит с пилой... перед игроком.. ну и она начала импровизировать ТАНЦЕВАТЬ!»

Плюс ставить игру на автопилот — небезопасно. Например, в «Жести 2. Возмездие» механизмы сложные и мощные, поэтому если заклинит какую-нибудь шестерёнку, неизвестно, чем это может закончится. Поэтому оператор за пультом не отлипает от экранов мониторов, запускает и останавливает все процессы вручную. А ещё он заряжает гильотину, роняет стены, совершает самоубийство, а потом воскресает несколько раз в день – график у юноши весьма насыщенный. Почти как в компьютерной игре — ты управляешь целым миром, своеобразной хоррор-версией The Sims.
 



Только персонажи здесь не такие послушные, особый подход нужен. С актёрами, например, должна быть прямо таки ментальная связь, чтобы понимать друг друга без слов, по жестам, взглядам и …миганию света. Так во время игры оператор подаёт сигнал своим коллегам, что пора выходить на «сцену». А ещё маскирует их ошибки: если кровожадный маньяк нелепо споткнулся и падает как мешок с картошкой, гости этого не заметят, потому что молодой человек вовремя выключит свет и прибавит громкость музыки. Кроме того, операторы — настоящие ниндзя — могут во время сеанса в кромешной темноте пробраться в локацию и положить в ящик ключ, который забыл актёр.

А в работе с клиентами у этих сотрудников вырабатывается «рентген-взгляд». Потому что многие сами не знают, чего хотят, какой уровень сложности и контакта с актёрами — операторам приходится полагаться на своё чутьё. Так что непринуждённая беседа перед игрой — это на самом деле сродни осмотру опытного врача, который по звуку шагов определяет грыжу.

Мария Николайчик,  менеджер по работе с партнёрами ProRealGames: «Часто приходят мужики-качки, говорят, что у них есть рефлекс, если их кто-то тронет они сразу ударят в ответ. Видела я таких много, но итог всегда один: они боятся больше всех. Болтливые люди тоже хорошо пугаются и обычно любят контакт. Людям постарше лучше предлагать бесконтактные версии поколение такое, не любят прикосновения. А «медиум» обычно подходит молоденьким девушкам».

Но при всей прозорливости операторов, клиенты всё равно найдут, чем удивить. Одна девушка заявила, что ей нужен «хард с болью», настоящая бойня. Ей объяснили, что такого режима на этой игре нет и в шутку предложили: «Хотите, я Вас ударю?»  На что клиентка с горящими глазами ответила: «Да, ударьте меня!»
 


На «Жести 2. Возмездие» были гости, которые пытались дать актёру взятку фастфудом. А некоторые посетители превращаются в альпинистов и залезают, куда не надо, шокируя команду проекта.

Наталья Иванникова, актриса перфоманса «Жесть 2. Возмездие»: «Я, как актриса,  работаю на втором уровне это моя зона и залезать туда запрещено. Игрок залез ко мне, подумал, что я манекен и что нужно у меня искать ключи. Он залез на приличную высоту  метра 2,5, щупает меня, наткнулся туда, куда не надо, понял, что я человек и крикнул «Она живая!!!!» А я согнулась, чтобы он дальше не лапал. И тут он понял, что он здесь лишний, спустился обратно на пол…»

А однажды на «Жесть 2. Возмездие» пришла команда девушек, которые решили играть… в нижнем белье. Прихоть такая, а, может, надеялись заручиться благосклонностью маньяков, кто знает.

В этот вечер на перфомансе тоже женская команда, правда, поскромнее — раздеваться не стали. Веселушки-хохотушки, «офисный планктон», как они себя называют, пришли на сеанс стрессотерапии и выбрали средний режим контакта с актёрами. Оператор мимоходом протестировал весёлую компанию: хлопнул дверью в зону отдыха, пока девушки переодевались — визг поднялся ещё до начала игры. После чего, меня проводили в операторскую, а команду — на стартовую позицию. Пока хохотушки жалуются на слишком толстые шеи, примеряя реквизит, я считаю кнопки и разглядываю мониторы с камерами. Их 15, а одна стоит так, что, только повернув голову вбок, можно понять, что там происходит. «Камера для разминки шеи оператора», — шутит один из актёров, пробегая мимо с мачете в руках.

Подружки-веселушки оказались очередными «скалолазами» и проходили задания нестандартными способами, а при появлении актёров становились жужелицами, которые падают на спину и забавно дрыгают ножками. Но, в итоге, наш «офисный планктон» успешно добрался до финиша и остался доволен игрой.

Но далеко не все такие смелые, многие приходят на хорроры и останавливают игру в самом начале, бывает, что не могут продержаться ни секунды. Тогда оператор становится психотерапевтом, нажимает на нужные «кнопки», чтобы человек справился со страхом. Ему ведь хочется показать шоу целиком. А иногда он превращается в воспитателя детского сада — заходит в локацию, берёт игроков под белы рученьки и проходит маршрут вместе с ними, а иначе они могут час простоять у стены, как приклеенные. Зачастую, кстати, дети на квестах лучше себя ведут, чем некоторые взрослые.

Если прибавить ко всему вышесказанному ненормированный рабочий день, ночные игры и множество неадекватных посетителей, должность оператора совсем не похожа на райское местечко, где протирают штаны. И прежде чем позавидовать ему или нахамить, спросите, когда он в последний раз нормально обедал и помнит ли значение слова «отпуск».
 

__________________________

Алиса Зеленцова,
корреспондент ProRealGames