С актерами
Для детей
На улице
В помещении
Сложность
Не важно
Динамика
Не важно
Стоимость
Не важно
Кол. участников
Игры с клиентами – вовлекай и властвуй
2017-08-23

Игры с клиентами – вовлекай и властвуй


Один мужчина полтора часа играл в Far Cry 4, поднимаясь на гору Эверест. А трое поклонников Assassin’s Creed Brotherhood однажды провели у компьютера 109 часов без перерыва. Разработчики игр умеют мотивировать, не правда ли? Как реализовать потенциал геймификации в бизнесе читайте ниже.


Игры с клиентами – вовлекай и властвуй

Представьте себе большую красную кнопку на полосатом столбике посреди площади тихого городка в Бельгии, где никогда ничего не происходит. Над ней висит табличка «Нажми, чтобы добавить страстей». Смогли бы пройти мимо? Я — нет. Вот и жители этого городка не устояли. И тут приехала «скорая», санитары несколько раз уронили «больного» на бегу, «подрались» с велосипедистом, примчалась «полиция», а за ней гуськом и местные «авторитеты», началась перестрелка, и тут внезапно мимо проехала барышня на мотоцикле в красном нижнем белье. За те 60 секунд, что длилась эта феерия на площади, некоторые увидели больше, чем за всю жизнь. И под занавес появляется плакат: «Телеканал TNT — Ваша ежедневная доза драмы». Так местные телевизионщики заигрались и ненароком создали настоящий перфоманс.

Игры с клиентами — это та самая красная кнопка, которую хочется нажать каждому покупателю. Прямо-таки оружие массового поражения, а всё потому, что геймификация, в отличие от обычной рекламы, обладает самым важным свойством — ненавязчивостью. Ролики про зубную пасту и майонез вызывают зуд и нервный тик, промоутеров в супермаркетах обходят за километр, письма на электронную почту удаляют, не открыв. А геймификация работает филигранно — никто не заставляет покупать, просто поиграйте с нами. И вот уже бренд накрепко связан в сознании потребителя с позитивом.

Кирилл Наумов, бизнес-консультант по геймификации, управляющий партнёр Naumov Consulting Group: «Аудитория сейчас очень разборчива, она знает правила игры, знает, как с ней работают в магазине: главный этап — это установление контакта, потом — выявление потребностей, потом будет презентация продукта, потом тебе будут увеличивать средний чек с помощью дополнительных аксессуаров. И это всё работает очень нетонко. И если пять-семь лет назад народ на это иногда покупался, то сейчас — нет. Тогда онлайн-магазины можно было по пальцам сосчитать. А сейчас их море, порог входа на этот рынок — около 2 000 руб. Заказал в Китае товар, через 20 дней тебе его доставили и вперёд. Клиент окружён рекламой, крупными торговыми сетями и его уже не так просто вывести на покупку. А геймификация вовлекает в жизнь бренда очень мягко, тактично, незаметно, не впаривая».

Можно развесить миллион плакатов по городу с изображением очередной модели Samsung Galaxy, но они не дадут такого результата, как один-единственный флешмоб. В европейском городе, на вокзале установили большое устройство, похожее на банкомат. Задача простая: смотреть 50 секунд на изображение смартфона на его экране, не отрываясь. Контролировали процесс датчики отслеживания взгляда. А в это время вокруг начинали происходить странные вещи: кто-то отвлекал игрока, дёргал, вдруг, откуда ни возьмись, появлялся мотоциклист и т.д. Если ни разу не отвёл глаз от автомата — Samsung Galaxy твой.


Игры с клиентами – вовлекай и властвуй
 

Шутки шутками, но геймификация — это не только одноразовые рекламные флешмобы, перфомансы и т.д. Игра — мощный инструмент, который может изменить сознание людей, он способен проложить «рельсы» долгосрочной перспективы. И тут недостаточно просто добавить на свой сайт очки, бейджи и виртуальные награды. Хотя и за них многие готовы на всё — сделать что-то уникальное становится навязчивой идеей. Например, астронавт Дуг Виилок ради значка в социальной сети Foursquare сделал чек-ин на Международной космической станции.

Всемирно известный эксперт по игрофикации Юкай Чоу создал универсальную модель под названием «Oсtalisis: Complete Gamification Framework». По этой схеме игра строится на 8 ключевых стимулах мотивации.

  1. «Я - Избранный». Человек должен чувствовать себя Миссией, который служит Великой Цели.
  2. Развитие. Джедаи должны неистово махать световыми мечами, преодолевая препятствия — только тогда награда заслужена и вызывает чувство удовлетворения.
  3. Развитие креативности и обратная связь. Дайте своим адептам шанс проявить свою изобретательность и увидеть результаты своей работы.
  4. «Моё!». Чувство собственничества и жажда накопления.
  5. Социальное влияние. Зависть, конкуренция, чувство сопричастности работают безотказно во все времена.
  6. «Хочу того, чего у меня нет». Нужда и нетерпение прекрасно мотивируют.
  7. Любопытство, чувство тайны
  8. Страх упустить что-то важное. Только один день у вас будет шанс стать обладателем уникального держателя для туалетной бумаги, созданного из окаменелых остатков фекалий тритонов! Спешите! Иначе, ваша жизнь потеряет смысл!

И вовсе не обязательно «дёргать» клиента за все «ниточки», даже один из этих стимулов (при грамотном использовании) можно конвертировать прямиком в деньги. Банк «Тинькофф» со своими партнёрами заработал на одной игре около 3 миллионов рублей. Они решили погонять своих клиентов по городу — провели квест, похожий на «Дозор», где нужно колесить по столице и выполнять задания при помощи мобильного приложения и банковской карты. Пятёрке самых быстрых досталось по 200 000 руб.

Игры с клиентами – вовлекай и властвуй
 

Альфа-Банк тоже заставил москвичей попотеть. Они придумали, как соединить фитнес-трекер с банковским счётом: чем больше двигаешься, тем больше получаешь кэшбэк. Специальное приложение считает шаги и начисляет вполне реальные деньги за каждый.

Геймификация добралась и до тех, кто не любит слезать с любимого дивана. Компания Nike дала клиентам шанс почувствовать себя дизайнером — разработала своеобразный «онлайн-конструктор», где каждый может сам выбрать цвет, надписи, вкладки и вставки, создать уникальную именную пару кроссовок для себя любимого. Покупатели легко «подсаживаются» на это и часами сидят на сайте, что в свою очередь поднимает сайт на верхние строчки в выдаче поисковиков.

На многих других сайтах есть незамысловатые встроенные игры, которые дают возможность подобрать и протестировать продукт. Например, онлайн-магазин детской одежды, на главной странице — игра для малышей, где ребёнок выбирает любимое животное, мультгероя и т.д. В результате программа выдаёт те колготки и кардиганы, которые подойдут именно этому конкретному ребёнку с рыжими волосами, мечтающему стать Лунтиком. А его родитель радостно расстаётся с деньгами, снова и снова возвращаясь на этот сайт.

Ту же самую задачу — подобрать и протестировать — легко, играючи решила компания Ford. Вместо банального тест-драйва они организовали тест-игру: задания можно выполнить только используя высокотехнологичные «фишки» Ford Escape 2017 – ультразвуковые парковочные сенсоры, голосовое управление, систему открывания багажника hands-free. Прошёл такой квест, и вот уже твоя старенькая машинка, которую ты называл мечтой коллекционера, теперь больше напоминает чугунок на колёсах, а руки чешутся разбить свинью-копилку и потратиться на новое авто. И, кстати, несмотря на то, что тест-игра была платной, сеансы разбирали на лету.

А некоторые корпорации не поленились построить целые эскейпрумы во славу своего товара. Google в Париже открыл квест под названием «Première Pièce» — своеобразный тест-драйв приложений и сервисов компании. Под соусом дополненной реальности сценаристы игры подали поисковик, карты, переводчик, поиск по изображениям и даже очки Google Cardboard — гости, например, должны найти символы, спрятанные в пейзажах формата 360°.

Сеть магазинов «Леруа Мерлен» тоже решили побаловаться с загадками — в обычной квартире сделали бесплатный квест «Цена ремонта». С чего начать, где сэкономить, как наладить контакт с племенем ремонтников, и на каком диалекте с ними общаться — игра «прокачивает» героя от растерянного недотёпы, который молоток в руках не держал ни разу, до Бога штукатурки и Повелителя плинтуса 80-ого уровня.

А некоторые умеют строительство превращать в перфоманс. Компания YTONG для демонстрации своего товара — газобетона — устраивает RoadShow. Выезжают в какой-нибудь коттеджный посёлок, который строится из их блоков, дают местным жителям спички и инструменты в руки и вместе с ними делают кладку, пилят, поджигают свой продукт. Прямо-таки семейная стрессотерапия (даже дети участвуют в уничтожении газобетона — это подчёркивает, что материал экологически чистый).

И, конечно, не стоит забывать о программах лояльности. Правда, пока в России эта тема развита слабо: копить ненужные баллы, наклеивать наклейки в ненужные буклеты, чтобы обменять их на ненужные вещи или получить феноменальную скидку в 3% — игра, мягко скажем, на любителя. Но зато благодаря этим программам продавцы могут отслеживать «бэкграунд» покупателей.

Кирилл Наумов, бизнес-консультант по геймификации, управляющий партнёр Naumov Consulting Group: «Благодаря картам мы имеем возможность анализировать корзину потребителя — как часто и что человек покупает. Исходя из этого, рисуем его портрет: какие у него проблемы, какие цели. Нам нужно это знать, даже если мы продаём, например, гвозди. Клиент берёт наши гвозди для своей квартиры или ипотечной? А, может, он арендует жильё? Тогда он купит гвозди подешевле. И мы уже знаем, что ему продавать, и не станем впаривать клиенту шурупы со скидкой, потому что это будет только его раздражать. Сформулируем чёткий «месседж» для определённой аудитории, и прибыль начнёт расти».

Покупателя нужно изучать, как бабочку под микроскопом, ибо главная заповедь геймификации — не промахнись с призом. Для некоторых айфон в подарок — предел мечтаний, а есть и те, кто готов платить за то, чтоб перед ним снимали шляпу и шаркали ножкой. Т.е. бесплатный сыр уже не так привлекателен, как статус Короля Мышей. Например, у Starbucks есть элитная программа лояльности, один из бонусов которой — пройти мимо очереди в сопровождении завистливых взглядов других посетителей и купить кофе без утомительного ожидания.

Игры с клиентами — просто Кольцо Всевластья для интернет-магазинов, ритейла, банков. Но и заполучить его не так просто — нужно собрать армию SMM-менеджеров, которые будут заниматься группами в соцсетях, освоить магию e-mail рассылки, внедрить CRM-системы и т.д. Здесь нужно больше инструментов, чем для геймификации сотрудников компании. Поэтому и суммы звучат совсем другие — от миллиона рублей до десяти. Но, в итоге, добро победит, и прибыль заставит забыть о затратах.
 

Игры с клиентами – вовлекай и властвуй

Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите в личный кабинет.