Объединяй и властвуй! В чём разница между корпоративом и тимбилдингом?

Тимбилдинг как способ управления кадрами


«На работе корпоратив! Может мне больным прикинуться?» — такие жалобы мы слышим от коллег и друзей регулярно. Почему это происходит и как превратить «этот дурацкий корпоратив» в самое яркое событие рабочего года ваших сотрудников? Давайте разберёмся!

 



 

Вначале было так…
 

Привычный всем корпоративный отдых строился следующим образом: сбор гостей, речь директора, столы с едой и алкоголем разной крепости, танцы, в конце на этих самых столах. Наиболее продвинутые компании заказывали выступления актёров, музыкантов, певцов и даже шоу-балет, а под финал ещё и феерверк в придачу — это уже признак совершенно неумеренной любви руководства к своим подчинённым, мол «смотрите, восхищайтесь своим директором». Некоторые особенно активные выбирали конкурсную программу и те же ведущие, которые вчера отработали на свадьбе, а позавчера на утреннике в детском садике, приходили с теми же конкурсами, типа «воткни хвост ослу» и заставляли подвыпивших уже сотрудников некой крупной и серьёзной компании искать баланс между участием в конкурсах и сохранением лица перед начальством.  

Постепенно такое «весёлое» времяпрепровождение начало уступать место псевдотимбилдингам. Алкоголь разной крепости остался в том же ассортименте, но к нему прибавились, например, командное перетягивание каната, верёвочная трасса или заплыв в загородном озере с ориентировкой «на командную работу», заключающуюся, видимо, в том, чтоб никто ничего себе не растянул или не утонул в пресловутом озере. Особенно хороши они были в качестве сюрприза: попробуйте в туфлях на шпильках побегать в мешках на скорость или в костюме пройти полосу препятствий.

Ещё были «восхитительные» тематические вечеринки! Например, карнавал в зверином стиле — все сотрудники в панике бегают по городу и ищут себе костюмы зайчиков, мишек, белочек, вспоминая, при этом, детсадовское время или испытывая сочувствие к собственным детям, для которых шили костюм снежинки.

Или вот ещё: пижамная вечеринка! Ни с чем несравнимое удовольствие видеть соседа по столу Петрова-Васечкина, который размерами чуть уступает танку Т-34 в обтягивающих пижамных штанишках или сочувствовать секретарше Людочке, которая восприняла всё за чистую монету и пришла в пеньюаре, едва закрывающим место, где спина переходит в ноги, не задумавшись ни на секунду, что повышенное слюноотделение отнюдь не красит её коллег мужского пола, уже «принявших» и оттого чувствующих себя в своём праве самовыражения.

К счастью, эта эпоха постепенно отступает и наше офисное общество начинает заглядываться на Европу не только в поисках контрафактного сыра, но и в вопросе грамотной организации корпоративных мероприятий.

 

 

Корпоратив тимбилдингу не товарищ
 

Основная разница между корпоративом с песнями-плясками-цыганами-медведями-канатами и профессионально организованным тимбилдингом в задаче мероприятия. Нет, ивент-агентства и застолья позиционируют как «объединяющие и сплачивающие», но это очень далеко от истины. Стандартный корпоратив направлен на пассивный или активный отдых. Кому-то он нравится, кому-то нет, одних после него начальство «приближает к телу», других увольняет, но цель – отдых.

Тимбилдинг же направлен, как раз, на сплочение коллектива, на движение к общей игровой цели. Конечно, в американских фильмах мы слышим лозунги про «умереть за компанию», про «своё место в жизни» и про «коллектив – это твоя семья». Впрочем, такие лозунги были и в нашем не таком уж давнем советском прошлом. На деле же одни хотят повышения, другие — пораньше уйти домой, одни хотят доказать свою значимость креативными идеями, другие — подсиживанием коллег, одни работают по 12 часов, другие — головой. Коллектив — это не клуб по интересам, это собрание некоторого количества людей, у которых совершенно разные жизненные приоритеты.

Впрочем, всё вышесказанное совершенно не приводит нас к мысли, что коллектив не может стать семьёй с общими целями и задачами.

Ещё как может, если главе этой семьи удастся объединить таких непохожих людей и познакомить их не только с рабочими масками друг друга, но и с человеческими качествами каждого из команды.

Для такой цели и придуман тимбилдинг, в переводе на русский язык «командообразование».
 

Правила удачного тимбилдинга
 

1. Выбор компании, которая его проведёт

— В идеале, компания должна заниматься исключительно тимбилдингами, в круг её профессиональной деятельности не должны входить свадьбы, юбилеи, поминки и детские утренники.

— Обратите внимание на то, насколько детально компания подходит к проработке игры. Например, бывает так, что на текст с инструкцией кто-то из участников прольёт напиток и вся команда останется без информации, но если лист с инструкцией заламинирован, то его можно хоть в речке топить. Может быть в игре предстоит пройти зону, в которой вероятно испачкать одежду — тогда желательны защитные костюмы.  Такие мелочи должны быть продуманы и предусмотрены, чтобы ничего не могло испортить настроение участникам тимбилдинга.

— Разнообразие игр тоже играет важную роль. Чем больше мероприятие запомнится вашим сотрудником, тем на больший процент деньги, вложенные в него, будут отработаны. Обсуждения в курилке, рассказы друзьям и родственникам, посты и фотографии в социальных сетях — такой дижестив получится только от необычной, яркой и оригинальной игры. Если у компании из предложений в наличие «пиратская тематика», «индейцы в прериях» и ещё пара-тройка подобных же банальных вариантов, то от её услуг благовидней будет отказаться.
 

2. Призы и подарки за конкурсы

Брелоки и магниты с фотографиями, фирменные кружки, да хоть бы день отгула за первое место — такие приятные мелочи должны быть обязательно, они создадут дополнительный стимул к победе. Но! Приз, пусть хоть бы и сувенирный, должен получить каждый участник.
 

3. Площадка для тимбилдинга

Вот здесь придётся основательно повозиться, съездить осмотреть разные локации, лично проверить соответствие выбранного места фотографиям в рекламном проспекте. Часто бывает так, что сама загородная площадка — чудо как хороша, только вот рядом с ней, к примеру, поля аэрации. Или на городской локации отсутствует парковка. Или все ваши сотрудники поместятся в предлагаемый шатёр только если станут бочком друг к другу. Верьте только собственным глазам.
 

4. Заблаговременное оповещение сотрудников, подогрев интереса к предстоящему мероприятию

В этом вам не поможет ни одна компания, ни одно event-агентство, только собственная фантазия или коллегиальное обсуждение плана действий. Например, можно устроить отборочные этапы в команды или провести предварительные конкурсы в качестве разминки. Стоит добиться того, чтобы как минимум за неделю в обеденные перерывы у сотрудников только и разговоров было, что о предстоящем тимбилдинге.

 

 

Где прячутся тимбилдинги?

 

Как говорят с загадочным видом во время интервью, когда не знают, что ответить: «хороший вопрос». И правда хороший. На помощь приходят поисковики, в которых можно забить фразу «тимбилдинг в Москве» и получить труднообозримое количество ссылок на агентства, предлагающие всё что угодно, для всех кого угодно, за какие угодно деньги. А что конкретно-то?! Вспоминая старую рекламу: «сколько вешать в граммах?».

К сожалению, уже не раз упомянутые ивент-агентства откапывают на задворках истории конторы, организующие некие тимбилдинги и предлагают их к покупке. Или делают и того проще — придумывают, как бы это замечательно выглядело, руководствуясь принципом «вот если закажут, тогда и разберёмся, как это организовать». В итоге, пакетных предложений найдётся очень мало.

Вот, например, компания «Catalyst» предлагает вполне конкретные варианты. Рассмотрим: «Зомби квест» — ночной тимбилдинг для любителей экшена, как вы уже догадались, про нашествие зомби. «Машина Голдберга. Цепная реакция» — это про эффект домино. В финале, после всех манипуляций, машина должна поехать. Был случай, когда на одном из участков цепи машина застряла, генеральный директор компании выбежал из зала и стал лично её толкать, настолько все участники оказались вовлечены в процесс. «Большие гонки» — игроки сами собирают багги, а потом устраивают на таких машинах гонки.

Или другой вариант, компания «Витязь». Есть у них и интеллектуальная игра «Альтернативная реальность» с элементами стим-панка, и детективная игра, в которой всей компанией предстоит раскрыть исчезновение загадочного персонажа, и «S.T.A.L.K.E.R.» про Зону Отчуждения и камень желаний.

Более подробно про них читайте в специальном разделе «ТИМБИЛДИНГИ» на нашем сайте.

Список компаний организаторов можно продолжать, но, к сожалению, очень недолго. Через несколько пунктов он рискует превратиться в список ивент-агентств.
 

Кто виноват и что делать?
 

Любимые в нашей стране вопросы.

Виноваты, конечно, не ивент-агентства, которым, наверняка, от столь частого упоминания уже икается. Они сами не знают, где искать, потому что на сайтах-агрегаторах тоже нет внятных предложений.

Делать вот что: производителям тимбилдингов отходить от схемы «сделаем чего хотите», а сформулировать свои предложения. Сформулировав, объединиться на нашем портале.

Это даст:

— Возможность ивент-агентствам найти нужные предложения и предоставить их клиентам.

— Возможность самим клиентам выбрать понравившееся предложение и напрямую обратиться к организаторам, минуя посредников.

Вот что нужно сделать:

— Сформировать пакетные предложения, просчитав их стоимость.

— Внятно сформулировать для себя: что, где, на сколько человек, для какой аудитории и прочие сопутствующие.

— Заполнить формув которой указать краткое описание игры, механику игры, площадку, количество участников, длительность тимбилдинга и стоимость за конкретно этот набор комплектующих.

Такой системный подход к вопросу упростит жизнь всем: и покупателям, и агентам, и самим организаторам.

 

 

Но это всё технические и организационные вопросы. Вернёмся к руководителям, собирающимся вырваться из «проклятого круга» стандартных корпоративных возлияний и перенестись в мир тимбилдингов. Будет вам и ещё некоторое количество бонусов. Например, ваш личный вклад в улучшение мира и повышение социально ответственности у работников — это эко-тимбилдинги, на которых убирается территория какого-то лесопарка или высаживаются деревья. Другой вариант: во время проведения тимбилдинга создать из живых объектов логотип компании, заснять его гирокоптером с высоты птичьего полёта и выложить на Youtube —  реклама лишней не бывает. Кстати о рекламе, фотографии с тимбилдинга, которые ваши сотрудники выкладывают в социальные сети, лайки, перепосты — это тоже дополнительная реклама, за которую вы ничего не платите.

 


 

Ну и основная цель проводимого тимбилдинга, то, ради чего это всё затевалось — сплочение коллектива. Руководить дружной командой легче, удобней и комфортней. Объединивший — властвует, пожиная плоды своих усилий! 

Превратить «о ужас, опять корпоратив» в «ура, мы едем играть» совсем несложно, главное подойти к вопросу системно и выбрать помощников, которые горят своей работой, а не тухнут от однообразия проводимых мероприятий.


___________

Корреспондент ProRealGames,
Владислава Позднякова