А не открыть ли нам квест, господа?..

Стартап — что-то такое сложное, трудновыполнимое, но радостное, потому что своё! Мысль о том, чтобы организовать некое предприятие приходила в голову практически всем, но не многие определились с индустрией, в которой хотели бы обзавестись этим самым своим, персонифицированным, никому не подчинённым. «А что если это будут квесты? Отрасль молодая, активно развивающаяся, буквально непаханое поле!» — вдруг решили вы. Пожалуй, вы правы, шанс на удачу довольно велик. Сегодня мы расскажем, с какой стороны и в какой последовательности стоит подойти к организационно-технической части, а уж с творческой каждый решит для себя сам.

Во что играем сегодня?

Игры бывают разные. Эскейпы, в которых нужно найти выход из комнаты, отгадав загадки используя, либо не используя, подсказки оператора. Перфомансы с одним или несколькими актёрами. Тематика таких игр разнообразна, но пока лидирующую позицию на нашем рынке держат хорроры с достаточно близким контактом, для работы в которых понадобятся актёры, готовые к этому контакту. Квизы – игры-головоломки для интеллектуально-направленных компаний. Автоквесты и городские квесты-прогулки. Плюс ещё некоторое количество направлений, более подробно с которыми можно ознакомиться на нашем портале. К чему лично у вас лежит душа и на что хватит финансовых возможностей. Стоит взвесить все pro et contra, исходя из того, что лично вы можете внести в это предприятие. К примеру, вы склонны к лицедейству и готовы заменить любого актёра на сцене, но особых знаний в электронике или богатого запаса нестандартных загадок в наличии не имеется, тогда прямой путь к квест-перфомансу, он зовёт и манит вас. А если вы всё детство приставали к родителям, друзьям и знакомым с предложением отгадать загадку, то квизы — ваше «всё». А может быть вы за рулём периодически сообщаете навигатору: «идиот, есть маршрут короче и без светофоров, чем ты думаешь, железяка с проводами?!» — тогда вам самое время организовать автоквест. Ну и так далее той же логикой.

 


Правила игры.

Идея… Она лежит в основе любого действия, предваряет решения и требует реализации. Без идеи невозможно ничего, даже пойти в магазин за хлебом — сначала приходит мысль «хочу бутерброд», а уж потом вы отправляетесь добывать ингредиенты для него. Так же и с квестами: в основе всего лежит идея, мысль, сценарий. Возможно, это фильм, книга или компьютерная игра. Возможно, древняя легенда, услышанная где-то. Иногда бывает и так: «мы пришли, нам показали помещение, которое нам очень понравилось и не было идеи, что это будет квест «Корпорация Амбрелла».  Посмотрели рынок, посмотрели, какие квесты есть, перфомансов тогда было не так много и страшных квестов было тоже не так много»Иван Мироненко, совладелец квеста «Корпорация Амбрелла». Или так: «нужно было сделать несколько антуражных комнат не в одной стилистике, позволить людям виртуально путешествовать из одной комнаты в другую, не меняя декорации» Владимир Горский, организатор квеста «Машина времени».

А может быть просто обратиться к франшизе, получив и готовый сценарий (или его бесплатную разработку), и известное имя, но в этом варианте поле для творчества и самоутверждения значительно сужается.
 

Где мы будем жить?

«Дом» для будущего квеста придётся искать чуть ли не основательней, чем квартиру для собственного проживания. Нет, понятно, что в голубых мечтах рисуется атмосферный подвал в центре, в пяти минутах ходьбы от метро за 30 тысяч рублей в месяц. Прекрасно! Только летающие пони и Шрек с принцессой Фионой значительно реальней, чем такие суммы. Дешевле или в центре? Больше площадь или ближе к метро? Андрей Сергунин, организатор перфоманса «Не тот цирк»:

«Сейчас могу чётко сказать: искать помещение нужно только по совету квестоделов. Рядом с нами строят квест ребята, которым мы помогли найти помещение, и они не перестают нас благодарить, потому что понимают — без подсказок и того опыта, который был у нас, они бы потратили в разы больше времени и денег».

А вам вообще-то нужно помещение? Ведь если вы собрались организовывать, к примеру, автоквест, то оно вам совершенно без надобности. То же касается квиза, который можно провести в антикафе или сделать его исключительно выездным.

 

 

Физики и лирики: что важнее — красота или техничность?

У квеста должна быть «фишка». Сложностью заданий нашу публику уже не удивишь, а вот декорациями, антуражем, звуками, запахами или техническими новшествами — тут, пожалуй, поле для деятельности разворачивается огромное. Но что же выбрать основной задачей? Владимир Горский, организатор квеста «Машина времени»: «Мы очень долго прорабатывали клавиатуру, в которую вы вводите пароль. Бились, чтобы она выглядела футуристичной и старались уйти от нажимающихся кнопок».  
 

Загадка Сфинкса

«Вот я вам сейчас такого загадаю, что вы никогда в жизни не отгадаете!» — этот лозунг хорош для малыша, который в первый раз приносит из детского сада загадку про ёлку, но для квестодела подобная роскошь не позволительна. Если игроки стопорятся на каждом этапе, не могут разгадать ни одной загадки без подсказки, то вариантов два: слабая команда или организатор перемудрил с задачками. Протестируйте возможные задания на друзьях-знакомых, если большинство их не разгадает — смело меняйте на более простые. Игрокам хочется победы, хочется чувствовать себя покорителями вершин, а не глупцами, топчущимися на месте. Андрей Сергунин, организатор перфоманса «Не тот цирк»:

«Когда мы ходили на квесты сами, у нас была чисто мужская команда из 4-5 человек, мы играли как «голубой паровозик» —это когда мальчики обнимаются и валяются по полу со страха. Очень погружаемые. Именно под такой контингент: погружаемых, тех, кто боится, кто оценивает антураж — под них всё и придумывалось. А под такой контингент придумывать сложные задачки — это провал, потому что, когда ты боишься — ты тупой. Это аксиома».

 

 

Примем на работу вампира

Может вы сами поработаете вампиром или ведьмой? Поучаствовать в собственном перфомансе, посмотреть на всё изнутри — полезный опыт для разработки следующих сценариев. Но за всё на свете отвечать нельзя и мастер на все руки хорош только во время ремонта квартиры. Когда дело встанет на рельсы, стоит задуматься над постоянным штатом актёров, в которых вы уверены.

«У нас есть актёры, которые играют сценки спасателя, есть те, кто играет зомби. Часть действа происходит между персонажами: заходит зомби, спасатель его обезвреживает, бросает на пол, скручивает, стреляет, бьёт. Наши актёры часто выходят с синяками, всё по-настоящему. Не люблю, когда актёрское мастерство происходит по брошюрке: актёру сказали: вот здесь выскочи, вот здесь покричи, вот здесь дёрни за руку, он это всё спокойно, без эмоций делает и ждёт следующего момента, когда нужно будет испугать» — Иван Мироненко, совладелец квеста «Корпорация Амбрелла».
 

Травмы под вашу ответственность

Юридический аспект деятельности квест-комнаты нашим государством ещё толком не регламентирован. Пока вы просто ИП (индивидуальный предприниматель), занимающийся некой деятельностью. А бумага, подписанная перед началом игры, в которой говорится о том, что игроки ознакомились с правилами техники безопасности, находятся в здравом уме и добровольно принимают на себя все риски проходящего в квесте — избавит вас от лишних бессонных ночей и неприятных судебных разбирательств с теми, кто переоценил свои потребности в уровне хардовости. Ведь случиться может всякое и хорошо, когда всё решается на месте: «клиент просил пожёстче, на него набрасывались зомби и порвали ему рубашку в районе рукава. Естественно это вызвало негатив, мол «ваш квест плохой, вы делать ничего не умеете и зачем мы к вам пришли». Отдали мы ему деньги за эту рубашку, и он пошёл домой» — Иван Мироненко, совладелец квеста «Корпорация Амбрелла».



 

Квесты «под ключ»

Можно заказать квест «под ключ» — контор, предлагающих свои услуги в этом вопросе, на рынке появилось уже некоторое количество. Можно отдельно заказать сценарий на сайте фрилансеров, а саму техническую часть у специализированной команды. Они знают всё про электронику, оборудование, безопасность и антивандальность. Александр Гиршфельд, совладелец компании «Индеструм»:

«Мы всегда смеялись над антивандальными лифтами с их кнопочками, так вот всё это цветочки для квестов. Всё должно быть супервандалоустойчивым. Если это волшебная палочка, то это должен быть металлический стержень, в который всё уже встроено, иначе…. Например, камин, который нужно раздуть. Горит маленькая лампочка, находишь меха, нужно туда подуть и он разгорается или что-то срабатывает. Было версий 10 каминов. Сначала это была дырочка, внутри огонёчек — люди брали палочку, тыкали в эту дырочку, ломали все датчики. Мы стали ставить металлическую сетку, сетку стали рвать этой же палочкой».

Они могут предложить что-то своё или вы поставите перед ними задачу, над решением которой придётся поломать голову целой команде профессионалов. Те же конторы занимаются и антуражной частью. Вот что делать, если, к примеру, понадобился сейф прошлого века? Казалось бы, всё просто — купить его и доработать, но не тут-то было, говорит Александр: «во-первых, ты его не поднимешь, а ещё в него сложно будет что-то встроить, а если это будет обычный оружейный сейф, который сейчас продаётся в магазине, то он по стилю не подойдёт. Затраты на его переделку будут превышать затраты на изготовление с нуля. У нас сейф сделан из фанеры. Его можно поднять, перенести, в него можно что-то встроить и если что-то произойдёт и что-то сломается, то ты сможешь это поменять. Если это сделать в сейфе, к которому не подлезешь, его не откроешь или потеряешь от него ключ, то всё, труба». «Индеструм» работает, в основном, с западными компаниями и выполняет заказы именно для них, но и наши квестоделы периодически обращаются за помощью. Впрочем, есть и другие организации, предоставляющие подобные услуги, если собственных технических познаний вам явно не хватит для создания квест-комнаты, но стать квестоделом очень хочется.
 

Реклама — двигатель торговли

Начинаем «плясать от печки», т.е. занимаемся презентабельным видом собственного сайта и его понятностью для интересующихся. Где, сколько, за что, зачем — на все эти вопросы предполагаемые клиенты должны найти ответы. Социальные сети и баннерная реклама, тоже мощные двигатели продаж. Ну и, разумеется, агрегаторы, на которые большинство команд и заходят в поисках чего-нибудь новенького и интересненького. Но главное, утверждают многие квестоделы, не забывать про собратьев по цеху. Андрей Сергунин, организатор перфоманса «Не тот цирк»: «Основной трафик создают партнёрские рекомендации: ты посоветовал, тебя посоветовали. Некоторые квесты размещаются на купонах, но мы никогда этого не делали. Общепринятые каналы работают, но в рамках объединения, один квест должен нереальные деньги потратить, чтобы у него был поток чисто с рекламы».
 

Маловато будет!

«Маловато будет» — возмущался персонаж мультфильма «Падал прошлогодний снег». Вам тоже маловато места на российском рынке? Ну, тогда можно и за рубеж податься. Тем более, что в Европе индустрия квестов значительно менее развита, чем в России. Европейская публика уже хорошо и плотно познакомилась с эскейпами. Уже достаточно давно ищет ключики, открывает сейфы, взламывает коды. Уже хочет чего-то большего, но мало кто предлагает. Есть где развернуться, уверенны эксперты iLocked.

Самый простой способ: открыть несложный, технически не замороченный квест, срок жизни которого, в среднем, от 10 месяцев до года. За это время возможно накопить достаточно средств для создания чего-то более оригинального, интересного и живучего.

Очень важно везти за рубеж не только собственные гениальные идеи и сценарии, упакованные стопкой в чемодан, но и оборудование. Стоимость ручного труда за границей значительно выше, чем в России, а оплата аренды площади гораздо ниже, в итоге, привозя всё с собой, вы уравниваете шансы. Ещё один пункт, сжирающий бюджет с потрохами, это зарплаты, которые не сравнятся с российскими, так что совет начинающему: делать квест полностью автономным, не нацеливаться сразу на столь любимые в России перфомансы, иначе рискуете разориться на оплате актёрской работы.



На чужом опыте


Артём Крамин — основатель компании «Выйти из комнаты». Город, в котором родилась индустрия Артёма Крамина и его супруги Ксении определить сложно. Мысль о создании квеста появилась в Лондоне, где в 2013 году супруги познакомились с этим направлением как таковым. Вернувшись в родную Казань, они облюбовали 300 кв. метров подвала с кирпичной кладкой в самом центре. Компанию «Клаустрофобию» они, конечно, не опередили, но отнести их к пионерам отрасли всё-таки вполне можно. 600 тысяч потребительского кредита вполне хватило будущим владельцам квест-империи на закупку необходимого оборудования и создание декораций. Казанская поэтесса Анна Русс написала сценарии трёх игр. Казанские блошиные рынки и барахолки оказались прекрасным местом для приобретения необходимой атрибутики. И вот, первые посетители — знакомые, приятели, друзья друзей, а там уже формат «сарафанного радио» сделал своё дело.
 

Андрей Сергунин — организатор перфоманса «Не тот цирк». Для Андрея «цирк» — самое первое и самое любимое детище, хотя сейчас, помимо него, в арсенале Андрея и его коллег ещё два действующих квеста и один строящийся. Начинали будущие квестоделы, как и многие, с клиентского хождения по разным квестам и перфомансам, с квестомании и изучения рынка. «Это была вся «Клаустрофобия», все эскейпы на свете, которые только были представлены, потом уже перфомансы. И вот в какой-то момент я понял, что могу сделать сам что-то подобное, но в разы лучше. Мы соединились с товарищем, с которым играли в одной команде, сели как-то вечером, и задумались, что мы можем сделать. Представили, что бы нам хотелось увидеть, если бы мы сами пришли на страшный перфоманс с актёрами. Так родилась идея. Это всё то, что на тот момент нам хотелось испытать». Дальше уже поиск локации, отвечающей требованиям: ангар с высокими потолками, недалеко от метро и в пределах МКАД. Стройка, организация внутреннего пространства помещения с помощью бутафора Елены.

Финальные этапы — подбор персонала, создание сайта, реклама и вот «Не тот цирк» открыт. Есть у него и своя «фишка»:«цирк – это очень гибкий продукт, мы пускаем даже детей, от карапузиков 4-х лет которые с удовольствием играют, до пенсионеров».
 

Иван Мироненко — совладелец квеста «Корпорация Амбрелла». В июле 2015 года Иван и его коллеги по квестодельному цеху задумали создать игру с отсылкой к интерьерам и сюжету «Обители зла»: «например, была вначале второй части белая комната с Милой Йовович, и вся она светлая, в зеркалах — вот эту комнату мы воплотили». Устроив себе день просмотра фильма, прогнав его по кругу несколько раз и определившись с деталями, ребята взялись за молотки и паяльники. Иван по образованию инженер, так что с проектированием и сборкой проблем не возникло. Самым сложным было  продумать ту часть, за которую отвечают актёры, элемент театрально-постановочный и контактный. Хотелось корректности и адекватности. 

«Я был как-то на квесте, где мне поднесли к зрачку горящий бычок сигареты, мне это всё настолько сильно взбесило и возмутило, на своём квесте я бы не хотел такое видеть» — рассказывает организатор ужасы квестого бытия. 1 декабря 2015 года квест был открыт, появились первые клиенты и первая прибыль: «хотели заработать каждый по 10 тысяч рублей, заработали намного больше. У нас было по 6-7 игр минимум».
 

Владимир Горский — организатор квеста «Машина времени». Когда Владимир с командой запланировали строительство этого квеста, рынок был значительно менее наполнен подобными сценариями, больше было стандартных эскейпов. От них-то организаторы и хотели уйти, сделав упор на декорациях, временном переносе и разнообразии ландшафтов. Кстати, с переносом возникли первые трудности: «изначально, идея состояла в том, чтобы сделать центральную комнату физически подвижной, поставить её на крутящуюся платформу и сделать один вход, т.е. люди заходят, проходят одну комнату, выходят из неё, комната начинает медленно двигаться, так, чтобы игроки не почувствовали этого движения, они пока занимаются чем-то ещё, потом выходят в эту же дверь, но там уже совершенно другой интерьер» — рассказывает Владимир. Но от этой идеи пришлось отказаться из-за вопросов безопасности. Декорации собирались из остатков строительства предыдущих квестов или от параллельных проектов. С миру по нитки — вот и квест получился. Самая сложная часть — «оживление» квеста, синхронизация всех механизмов, адекватность работы электроники, взаимодействие проекторов. Всё должно не просто функционировать, но и не выглядеть как висящие датчики непонятно от чего. Загадки и задачки дорабатывали уже на ходу, когда в игру вступили первые команды: «у них же голова работает по-другому, например, загадка с плотом — это же, по большому счёту, загадка про крестьянина, волка, лису и капусту, только переделанная на японский манер. Многие игроки её не проходили. Они видят 4 фигурки за одной дверью, видят ячейки, в которые их надо ставить за другой, и всеми силами, правдами и неправдами пытаются их туда доставить — перетянуть руками плот, перекинуть, найти щель в двери, выломать дверь, протянуть, просунуть и передать. Кто-то в итоге нашёл несанкционированную щёлку под потолком, нам пришлось её забивать».



Индустрия игр в реальности растёт, развивается и совершенствуется. Сложно ли открыть собственный квест? В общем — да, если есть желание сидеть дома за компьютером и мечтать о свалившемся на голову мешке с долларами. Мешка квест-индустрия обещать не может, по крайней мере на первых порах. Но вот скучно не будет точно. Динамика, постоянное движение, изменение рынка и интересные люди вокруг, постепенно образующие сильную команду квестоделов, которая, в итоге, может заполучить тот самый мешок с долларами, причём не один.



___________

Корреспондент ProRealGames,
Владислава Позднякова