Играем «за границей»

Игры в реальности — это выход за границу той самой реальности, которую мы знаем. Но сегодня речь пойдёт о другой границе — о границе страны.

Правда, вот ведь незадача, большинство экспертов сходятся в едином мнении: несмотря на то, что изначально столицей квестов считался Будапешт, потом Япония, как водится, разработала мега-сложные эскейпы, но, в итоге, Россия задавила всех количеством. Такого разнообразия вариантов игр в реальности нет на сегодняшний день больше нигде.

 

 

Но на случай, если решите сбежать из осенней России, мы разведали, что вам могут предложить другие страны — что выходит из-под ножниц западных бутафоров и клавиатур восточных программистов. Однако, с авторством квестов всё не так однозначно: в наших проектах много японских технологий и загадок, американских сюжетов. А российские квесты, в свою очередь, тоже «переселяются» в другие страны. И не факт, что вы не столкнётесь где-нибудь в Лондоне или в Нью-Йорке с игрой нашего производства. Как пример — Артём Крамин. Ещё в 2014 году он создал в Казани проект «Выйти из комнаты», ставший теперь большой сетью, и в том же 2014-ом — квест «Komnata» в Нью-Йорке. Причём в одном из интервью он рассказал, что затраты и там, и там примерно одинаковы, и окупаемость та же, несмотря на то, что публика другая и реагирует по-разному.

По мнению Крамина, хороших, качественных квестов в Европе и Америке мало по банальной причине — некому их строить. Бутафоры — это ещё пол беды, их можно найти, а вот электронщики-программисты, которые создают мозг, сердце и прочие внутренние органы локации, — здесь совсем всё печально. Те, что застряли посередине, между сисадмином и плохоньким программером, для такой тонкой работы не подходят. А талантливые ребята, которые могут создать, но не перемудрить, они все сидят на «теплых» местах с очень хорошими окладами, и квестоделам «не перебить» суммы их зарплат. Это в России есть понятие «работать за идею», только у нас гениальные инженеры могут получать меньше продавца в магазине одежды. А за рубежом судьба не преподносит квестоделам такие подарки, и они приходят к простой и такой знакомой человеческой мысли, не имеющей границ и национальностей: «А давайте сделаем на коленке». Что и происходит в большинстве случаев.

Впрочем, не всё так плохо, по миру разбросаны «звёздочки» квест-индустрии, которые могут удивить и видавших виды игроманов. Вот вам несколько любопытных экземпляров.

 

 

За масштабом отправляйтесь в Японию. Компания SCRAP любит эскейпы (стояли у истоков жанра) и, похоже, страдает гигантоманией — собирает на свои игры от 100 до 1000 человек. Дизайнерских декораций ручной работы вы там не найдёте, зато сами локации весьма антуражны — заброшенные парки, стадионы, парки, церкви и даже круизные корабли. В Азии, в отличие от Европы, чаще всего акцент делают на физическую нагрузку, поисковые миссии, задачи на счёт. А ещё там больше, чем где-либо, хорроров, хотя они могут разочаровать своей однотипностью. Если говорить о тематике, то японцы любят всё современное и криминальное — ограбление банка, побег из тюрьмы и т.д. Как и в США, кстати. А вот загадки у американцев немного другие — на предметное мышление, разного рода пазлы и т.д.

В Европе самая популярная тематика квестов — историческая, там любят подумать, поискать какие-то предметы на картинках, никуда не бегая. Игровая лихорадка затронула почти все страны, но больше всего поразила Нидерланды. Кажется, что там нет ни одного города, где нет эскейпрума.

Но всё-таки по количеству игр США обогнали Европу и Азию. Иногда Америку даже называют «квестовой королевой».

 

Ford Escape

 

В Нью-Йорке компания «Форд» не так давно открыла игру Ford Escape для рекламы себя-любимой. Разработал его Виктор Блейк, известный своими головоломками. «Ford обратился ко мне с вопросом, как бы я посмотрел на интеграцию нового Escape в игру Escape the Room, и финальный результат превзошёл все то, что я создавал раньше». 3 200 кв.м. пространства для игры, системы и технологии Ford Escape в помощь участникам (например, ультразвуковые парковочные сенсоры, интегрированные в подсказки и головоломки), сюжет, основанный на истории города и связанный с киноиндустрией.

The Railcar в Чикаго. Вы находитесь в движущемся поезде, некий маньяк устроил, как обычно, катастрофу вселенского масштаба и только горстка нечаянных храбрецов, ну, то есть ваша команда, способны его остановить, даже если вы этого не очень хотите, то придётся, потому что иначе вы разобьётесь вместе с этим обезумевшим поездом. Lost in Air — примерно то же самое, но в самолёте. Кому что ближе.

 

Здесь проводят квест

 

Замок Каса Лома в Канаде. И это действительно «всамделишний» замок. Его построил в 1914 году миллионер Генри Пиллат. Находится практически в центре Торонто. Эстетика замковой архитектуры — подвалы, переходы, тоннели — есть где разгуляться, побегать, попугаться. Ещё одна любопытная история локации: Каса Лома — это Хогвартс, именно здесь проходили съёмки фильма «Гарри Поттер и дары смерти». Квестов здесь три.

  1. «Побег из башни». Идея основана на реальных событиях: в 1941 году замок Каса Лома был одной из баз по поиску вражеских субмарин, этот факт и лёг в основу игровой легенды. Команде нужно найти координаты вражеской подлодки и быстро покинуть башню.
  2. «Король Бутлегеров». Незнакомый нам термин, хотя, тем, кто слышал рассказы про времена «сухого закона», это понятие встречалось, в переводе на русский народный означает «самогонщики». В этом эскейпе затронут другой пласт истории Канады: 1920-е годы, Торонто, гангстеры и борьба за «место под солнцем».
  3. «Станция М». Время после окончания Второй мировой войны, естественно, снова Торонто. «Станция М» — кодовое название фабрики, производящей гаджеты для Секретной службы её Величества. В общем, атмосфера первых фильмов про Джеймса Бонда.

Чехия, Панама, Объединённые Арабские эмираты, Франция, Турция — список мест, куда пробралась индустрия квестов, можно развернуть на несколько страниц. Но на деле выясняется, что, в основном, везде только эскейпы, где продают одну и ту же эмоцию — страх. По статистике iLocked, 20% квестов, открытых в Европе — это приключенческие истории, а 55% — хорроры. Причём, если в России в страшных играх почти всегда есть доля перфоманса, то на Западе всего 10% компаний приглашают актёров на свои проекты. И то, они часто лишь украшают локацию своим присутствием, как живые декорации – посадили «зомби» на цепь, он беснуется, рычит, брызжет слюной, но почти не контактирует с посетителями.

Однако, есть и необычные форматы — например, относительно новый (для России) иммерсивный театр. Шоу-игра, где загадок немного или совсем нет, а зрители становятся участниками спектакля, практически вливаются в актёрскую труппу. Это как раз то, чему Россия может поучиться у западных коллег. Там такие спектакли ставят уже давно и с размахом. В Нью-Йорке — Sleep no more, где зрители бродят в веницианских масках по лабиринту из 90 комнат. На Grand Paradise посреди спектакля гостя могут увести на сеанс массажа или философский разговор. В Бельгии, на перфомансе Fight Night посетителям выдают планшеты с кнопками для голосования — они решают, как будет дальше развиваться сюжет. Вариантов множество, но, если захочется увидеть это всё своими глазами, не забудьте о языковом барьере. Если в эскейпрумах можно обойтись смекалкой и логикой, то в экспериментальном театре этого не достаточно. Не понимаете, что говорит персонаж — зря потратили деньги.

 

 

А если вам в отпуске хочется почаще быть на свежем воздухе, то стоит обратить внимание на два достаточно хорошо развитых в Европе и Америке вида квестов: LARP и HUNT.

LARP (life action role play) — по сути, это ролевые игры, типа наших «толкиенистов», по книгам, компьютерным играм и фильмам. К этой категории условно можно отнести и исторические реконструкции 1812 года, Средневековья и Второй мировой. Реконструкторы — сообщество закрытое и не вполне игровое, здесь всё «по-серьёзному»: костюмы по выкройкам эпохи, оружие как в музее, только что не из закалённой стали, уставы и бои. А вот ролевые игры устраивают и конкретные сообщества, и event-агентства, и отдельные компании, специализирующиеся на LARP. Подобные квесты проходят как на полигонах, так и на городских улицах. Можно участвовать в них своей командой, либо влиться в уже существующую. Даже языковой барьер не будет такой уж большой проблемой — всегда найдётся способ изъясниться или добровольный переводчик, готовый помочь.

HUNT. Некая вариация охоты за сокровищами. Если увидите людей, лихорадочно заглядывающих под скамейки в парке или обследующих тележки в торговом центре — не пугайтесь. Им выдали список предметов, которые они должны найти, обогнав соперников. Такие приключения любят организовывать в совершенно странных местах: иногда игроков можно встретить в час-пик в метро, а бывает, что игровой локацией становится заброшенный маяк. К хантам относятся и экскурсии по городу, в которые входят загадки, задачки и подсказки, разумеется. Для отпуска это очень привлекательный вариант: с одной стороны, вы участвуете в квесте, а с другой — осматриваете достопримечательности или музеи других стран.

Тимбилдинги в Европе тоже популярны. Кстати, именно HUNT наиболее распространённое направление для деловых командных игр. Участников разбивают на группы, выдают задания и они, гуляя по городу, выполняют их. Иногда такие квесты длятся до суток. Организуют их как местные, так и российские туроператоры и event-агентства.

 

 

А если задались целью увидеть как можно больше игровых проектов, то отправляйтесь весной в Амстердам на крупномасштабную конференцию «Up The Game». На первую такую «сходку» в 2016  приехали около 500 квестоделов, в этом году размах стал ещё больше — в одном месте собрались создатели, организаторы, разработчики из 40 стран мира.

Здесь к играм подходят со всей серьёзностью — каждый раз устраивают обширную деловую и образовательную программу. Многие привозят любопытные кейсы — например, организатор мирового чемпионата по эскейпам заставил всю планету играть по своим правилам. В его гонке сражались 24 команды со всех уголков Земли — проходили квесты и набирали очки. В финал вышла Украина и Словения. 25 марта в Будапеште мировое первенство досталось Словении.

Помимо игроделов, на конференции собралась целая бригада экспертов по смежным темам. В этом году организовали блок лекций о дизайне эскейпов. Затронули темы блоггерства, маркетинга, рекламы и продвижения как всего рынка, так и отдельных проектов.

 

f44c684902a5482e25b915f4727dad50.jpg

 

Не забыли и про виртуальную реальность и её интеграцию в квесты. Эксперты уверяли, что через каких-то 3-5 лет VR-очки станут дешёвыми, тонкими и лёгкими, а трёхмерными персонажами можно будет заменить реальных актёров — это исключит травмирование игроков и сотрудников квестов.

Безопасность на играх — этому, конечно, на конференции посвятили не один час. Любопытный факт: в Австралии, например, двери в игровую локацию вообще не закрываются, только с одной стороны есть ручка, а с другой — нет.

Говорили и о правовом регулировании деятельности компаний-организаторов квестов, о создании профессиональных Ассоциаций. В России такая есть уже давно, а вот во многих странах об этом только думают. Не обошли вниманием и тему защиты интеллектуальной собственности.

Что приятно, наши соотечественники  чувствовали себя звёздами конференции. Потому что наши игры – на голову выше проектов западных коллег, конкурентом можно считать разве что Венгрию. И дело не только в количестве, но и в качестве, в идеях, разнообразии форматов. Впрочем, это совершенно не повод отказывать себе в удовольствии во время отпуска выяснить самостоятельно, что же интересного могут предложить за границей любителям тайн и загадок.

 

____________

Команда ProRealGames