Осторожно, перфоманс! Кто кого боится больше?

«Надо квесты запретить» — кричат агрессивно настроенные защитники правопорядка. «Надо квесты узаконить, смягчить и причесать» — говорят более лояльные, но не менее противостоящие. И все в один голос, как детки на новогодней ёлке: «потому что это опасно!».

Рафинированный, прилизанный, упорядоченный и узаконенный мир даёт нам гарантии безопасности. Что такое квест-перфоманс по сути своей? Аттракцион? Можно ли сравнить его с «чёртовым колесом»? Может быть с «американскими горками», где, конечно, страшно, но случиться что-то может только в случае поломки? Категорическое «нет»! Перфоманс — это взаимодействие актёра и зрителя, в данном случае – игрока. Здесь главенствует пресловутый человеческий фактор, не просчитываемый и подконтрольный только обоюдному здравому смыслу. Кроме того, часто действо квеста или перфоманса происходит в темноте или полутьме. Ещё одно дополнение «на закуску»: многие квесты-перфомансы располагаются в старых ангарах, на заброшенных заводах и в прочих местах, разваливающихся от древности, ветшающих прямо на глазах.

Итак, немного «страшилок» для тех, кто ещё не успел попугаться, читая в сети эти новости (да простят они нас, что снова колыхаем тему):

  • Квест-перфоманс «Кровавый Санта». Актёр размахался топором, почему-то настоящим, а не бутафорским, в непосредственной близости от головы игрока. В результате рассечённое ухо, открытая травма, медики, правоохранительные органы, проверки.

  • Квест «Жилец». 8 швов на лице 12-ти летней Ксении, не считая мелких травм и синяков. Вот так «удачно» ребёнок прыгнул, упал и рассёк себе подбородок.

  • Квест-перфоманс «Slenderman». Под игроками провалился пол, и они всей командой, дружненько, рухнули с высоты 8-ми метров. Итог на команду: каменная вата под кожей, многочисленные ушибы и один открытый перелом.

Прониклись? Ужаснулись? Возмутились работой квестоделов?

А теперь давайте разберём обратную сторону всего этого. Почему мы смотрим фильм ужасов, а не романтическую драму? Зачем мы идём на хоррор-перфоманс, а не в контактный зоопарк к ми-ми-мишным кроликам? Нет, конечно одно другого не исключает, но всё же? Потому что нам нужен приток адреналина! Мы устали от залакированной жизни, нам надоело быть красивыми мухами в янтаре, нам хочется яркого и настоящего. Поскольку не у всех хватает времени и спортивных навыков для забегов по пересечённой местности, гонок на выживание или бешеных скачек на лошадях по бескрайним полям, мы ищем более простой и доступный способ получить этот сладкий гормон в кровь — хоррор-перфомансы и прочие страшные квесты.

Пока всё идёт хорошо и логично. Люди объединяются в команды, ищут интересный хоррор, идут на него, хватают свою дозу адреналина…. Вот тут-то и начинается самое интересное. Не всегда реакция на эту «инъекцию» у игроков адекватная. Не всегда человек, обитающий в холёном пространстве мегаполиса способен с честью вынести такое явное обращение к первобытным инстинктам.

Иногда дальше происходит вот что.

Мария Богомолова, организатор и оператор квеста «Чистый разум»:

У нас в игре участвует шприц. В течении года актёры после одной из сцен оставляли его в локации, и никто его не трогал. Играла женщина лет 45-ти, она сильно включилась в игру, взяла шприц, врач к ней подходит, говорит: "отдай шприц", она отвечает — "не отдам". Врач поворачивается к ней спиной, а она втыкает ему шприц в шею и выпускает воду. Слава богу игла вошла не глубоко и только в кожу. Игру остановили. На вопрос — "зачем Вы это сделали?" — женщина ответила — "А что я сделала? Я ничего такого не делала..." Игра была днём, в 15:00. Если бы это сделали пьяные мужики ночью, или дети не отличающие компьютерную игру от реальности, я бы ещё могла понять. Но как такое могло прийти в голову взрослой, абсолютно трезвой женщине — я до сих пор не понимаю.


Лера Авдеева, оператор и актриса квеста-перфоманса «Не тот цирк»:

Игроки очень часто травмируют актёров. Один раз парень схватил бутафорский труп и ударил им со всей дури актёра в лицо, тот упал, пошла кровь носом, и нос посинел.

Мария Николайчик, менеджер по партнёрам агрегатора игр в реальности ProRealGames, ранее оператор квеста:

Я знаю, что на «Инсейне» актрисе сломали пальцы на ноге. Ещё ей частенько прилетало в голову с ноги, за счёт того, что по сценарию она вылезала из-под кровати. Была ненормальная команда, где парень начал душить актрису, причём душил до тех пор, пока сам оператор не забежал и не разнял их.

Татьяна Насибуллина, организатор перфоманса «Заключительный акт»:

Один раз было так, что актёр очень сильно "заигрался" с предметами в локации и поранил руку. Также был случай: пришёл человек первый раз на квест, и когда актёр играл злого персонажа, то игрок решил включить "быдло" и начал "бычить" на актёра. Так как у нас не хоррор, то актёр переключился на других игроков и после ушёл. 

Мария Богомолова, организатор и оператор квеста «Чистый разум»:

Был случай: парень полез драться с актёром прямо сразу после просмотра вводного видеоролика, до того, как актёр успел что-либо сказать. Игру остановили. Парень 10 минут извинялся, но при этом не мог перестать истерично хохотать все 10 минут. Самое странное, что ребята выглядели спокойными и интеллигентными до игры. Те, кто пришли с ним, казалось были так удивлены его поведением, не знали, что сказать.


Вроде бы всё это можно объяснить, оправдать, мол «люди перевозбудились, перенервничали», но готовы ли вы встать на защиту других, тех, кто причиняет вред актёрам нарочно. Скажете — «быть того не может!»? Очень даже может! Причина? Есть одно объяснение: 1861 год, Александр Второй отменяет крепостное право. На бумаге, но не в генетическом коде человека. Возможно, именно этот генетический код и подсказывает отдельным игрокам, что актёр — не человек, а некое существо, созданное этого самого игрока развлекать и с этим существом можно делать всё, что извращённой душе угодно.

Татьяна Насибуллина, организатор перфоманса «Заключительный акт»:

Пытались вывести на провокацию нашу актрису, задавая те или иные вопросы пошлого характера, но она у нас не промах и спокойно нашла выход из данной ситуации, всё повернула в нужную ей сторону.

Мария Богомолова, организатор и оператор квеста «Чистый разум»:

В игре есть момент, когда игроки входят в комнату, где по сценарию актёр спит спиной к ним. Два раза были случаи, когда мужчины-игроки, явно владеющие какими-то боевыми искусствами, подходили сзади, брали в захват и душили этого актёра. Это особенно странно, потому что у нас по сюжету нет моментов, когда актёр кричит на игроков или говорит им что-то оскорбительное. Как может прийти в голову душить актёра, который спит к тебе спиной?!

Мария Николайчик, менеджер по партнёрам агрегатора игр в реальности ProRealGames, ранее оператор квеста:

У нас был случай, когда мужик с трубой ходил весь квест и пытался ударить актёра. В конечном итоге, он в темноте один на один пытался его найти трубой, а я просто остановила игру, не желая рисковать актёром. Позже игрок мне доказывал, что ничего такого не делал. После того, как я показала всей команде запись игры, он сказал, что просто решил взять трубу... Часто попадались "псевдогерои", которые защищали свою маму, сестру, девушку, дочку, папу, брата и т.д. Частенько подходили сзади и пытались заломать. Так собственно и произошло со мной, мужик меня заломал сзади, а девушка спереди била меня металлоискателем. У меня потом и синяки были, и болела голова, ведь она не по рукам била, а по голове и животу.

Лера Авдеева, оператор и актриса квеста-перфоманса «Не тот цирк»:

Актёры постоянно ходят в синяках и ссадинах, явно больше чем игроки. Мы к этому давно привыкли. Как-то нос у моего актёра сломали, это было самое печальное на моей памяти. Он ещё долго не мог нормально дышать и играть, пока не сошёл отёк. Игроки тогда даже не извинились, наоборот, стали деньги обратно требовать.

Мария Богомолова, организатор и оператор квеста «Чистый разум»:

Был ещё не травматичный, но примечательный случай. Играли 4 маленькие, хрупкие девочки лет 15-ти. Поскольку актёр — высокий накаченный мужчина, я даже не стала им говорить, что его нельзя бить. Когда по сюжету актёр упал в обморок, одна из девочек начала его бить ногами. Причём и игра, и актёр им явно понравилась. Била не сильно, но все же, видимо, очень неприятно. Когда после игры её спросили, зачем она это делала, она ответила — «он же злой, мы его победили». Когда ей сказали, что актёр живой человек, и он старался сделать для них интересную игру, у девочки мозги встали на место. Она извинилась. Когда зашла следующая команда, она на ушко мне сказала — «только скажите им обязательно, что актёров бить нельзя».


На самом деле, больше всего на хоррор-квестах боятся не игроки, не актёры, а организаторы и операторы. Им нужно отвечать и за тех, и за других. Каждый день через их квест-рум, особенно если он популярен, проходят десятки человек, каждый из них со своим характером, со своими фобиями, иногда не известными самому человеку, со своими иногда крайне странными представлениями о жизни. Организаторам нужно сделать так, чтобы никому не причинили вреда, при этом создать максимально комфортные условия работы актёрам (хороших перфоманистов ещё поискать нужно — на вес золота) и максимально интересные «страшилки» игрокам.

Эксперимент редакции ProRealGames

Мы решили провести эксперимент и выяснить, как реагируют организаторы и операторы на предварительные страхи игроков, стараются ли учитывать это заранее. Позвонив оператору одного из топовых московских хоррор-квестов, не будем афишировать название, я представилась игроком одной из команд. Сказала, что мы завтра приходим к ним на квест, но я никогда не была на перфомансах, боюсь контакта, спросила, можно ли как-то его избежать. Надо сказать, что перфоманс этот сам по себе основан на контакте с актёром, без него развалится весь сценарий. Мне очень мягко, тактично рассказали, что сильный контакт будет только в одном месте, где предполагается «вертолёт», при котором меня поднимут, покрутят и положат на пол. Просили ещё раз напомнить перед игрой, чтобы минимизировать контакт и ещё долго успокаивали.

Итог эксперимента: если самостоятельно не нарываться на жёсткий контакт, если учитывать свои возможности, фобии и желания — всё будет в рамках сценария и с учётом заранее обговорённых позиций.



Может ли что-то случиться? Реально ли получить травму на квесте? Можно ли нечаянно причинить боль актёру? Ответ однозначный — «да». Это человеческий фактор, это условия плохо-освещённой локации, это правила игры, в конце-то концов. Это выход за рамки привычного мира, выход из собственной зоны комфорта, взаимодействие с совершенно незнакомым человеком.

Вот вам совет от Леры Авдеевой: «Важно помнить, что по квесту нужно передвигаться с широко открытыми глазами, никуда не бежать в темноте. Если есть переходы или лазы, нужно держать дистанцию между игроками, не махать руками и ногами».

А ещё важно взаимное уважение и корректное отношение друг к другу.

Тогда и травмы, и неприятные ситуации удастся если не устранить, то минимизировать, причём без вмешательства законодательных органов, которые зачастую имеют обыкновение усложнять всем жизнь.

Подумайте, кому станет хорошо, если закроются все хоррор-перфомансы?.. Не игрокам и квестоделам уж точно! Так давайте вместе, с помощью человечности и адекватного общения внутри квеста, этого не допустим.

Кстати, помочь в этом могут некоторые стандарты, разработанные "Ассоциацией квестов", с которыми можно ознакомиться здесь.

 

___________

Корреспондент ProRealGames,
Владислава Позднякова