Погружение в иллюзию. Иммерсивные digital проекты в ЦСИ «Марс»

Тонкие нити виртуальной реальности проникают в наш мир, переплетаясь, то ускоряя движение, то замедляя его, тянутся они к сознанию человека. Вплетаются в повседневную жизнь, вглядываются в восприятие, впитываются в мозг, опутывают глаза… И вот виртуальная реальность вклинивается во все сферы повседневного существования. Теперь это больше не зомби-шутеры — предел мечтаний фантастов и программеров конца предыдущего века, в нашем 21-ом, уже разменявшем второй десяток, — это искусство, иммерсивный спектакль, погружение в себя и, в некотором роде, даже психотерапия.

В Центре Современного Искусства «Марс» возле метро Трубная в Москве нашли своё временное место обитания два иммерсивных проекта: «Journey One» — он открылся в августе и продлится, внимание, только до конца 2017 года, и «Я» — волнение и неизвестность».



Начнём со второго пункта, потому что команде ProRealGames посчастливилось стать первооткрывателями этого визуально-эстетического приключения. До нас проект работал исключительно в тестовом режиме, и мы оказались первыми гостями этой виртуальной вселенной. Было приятно и волнительно — как будто по трапу корабля спускаешься на землю, на которую не ступала нога белого человека, в общем, Колумб в чистом виде, даже целых два.

Проект этот о себе самом, о собственном «Я», о месте в этом мире, о круге перерождений и цикле повторяющихся ошибок, о правильности, а, главное допустимости выбора — имеешь ли ты право на него, можешь ли решать или твоя значимость тобой же преувеличена, причём неосознанно?

Ну и что, казалось бы, такого? Не видели мы, что ли, кино про внутреннюю борьбу? Зайди на сайт любого онлайн кинотеатра — захлебнёшься в потоке этой рефлексии и философии. Не тут-то было!

В этом проекте погружаемый — не просто наблюдатель, не просто безучастный и пристрастный зритель, пусть и в VR-шлеме, он — участник происходящего, он может влиять на ход этой истории, но, сразу предупреждаем, не во всех аспектах. Больше нужно просто слушать прекрасный рассказ и совершать действия, положенные по сценарию.

Примерно представив, что это за проект, ну или только окончательно запутав вас, мы и добрались непосредственно до впечатлений от игры команды ProRealGames.



Тёмное небольшое помещение, на стене экран, вдоль стен несколько стульев. Игру можно проходить только поодиночке, если команда пришла вдвоём, то второй человек может пока посмотреть на экране, увидеть то же, что видит игрок. Интересно ли это? Для второго игрока, когда он уже передаёт бразды правления первому — безусловно. Смотришь на экран и «болеешь» за того, кто сейчас в шлеме, он кажется таким непонятливым, хотя 15 минут назад таким же недотёпой был ты.

На меня надели шлем и наушники, предварительно объяснив суть игры и её основные правила. Не надейтесь запомнить всё сразу. Я, например, не запомнила — пришлось запрашивать подсказку. Главное, что следует понимать: пространство, по которому вы можете передвигаться, ограничено в вашем визоре красной сеткой. Если вы попробуете её пересечь, особенно с налёта, то рискуете испортить оборудование и потерять контроль над виртуальным миром.


Игра началась с чего-то, что я для себя назвала «большим взрывом», — ну тем, из которого, по одной из версий, появилась наша Вселенная со всеми её планетами и обитателями. Такие «большие взрывы» будут ещё не раз встречаться во время игры и активируете их именно вы, ощущая себя этаким Демиургом — рушащим и созидающим. Есть в этом что-то мистическое, экзистенциальное. В какой-то момент приходит ощущение, что ты ответственен за эту Вселенную целиком, что каждый твой шаг, каждое действие и решение ведёт к чему-то важному: если из первого «взрыва» образовалась реальность, в которой ты находишься, то что образуется из последующих? Новые реальности? Новые Вселенные?

Мягкий, гипнотизирующий, несколько даже убаюкивающий голос ведёт игроков по сценарию от детства в песочнице, до ожидания смерти и ощущения окончания всего сущего. Ты продвигаешься, возводишь стены, рушишь связи, принимаешь в себя этот мир и отрекаешься от окружающих тебя серых и никчёмных, ты даёшь и забираешь жизнь, ты сгораешь под огненным дождём и воскресаешь под первым снегом, летящим на тебя. Ты поднимаешься на движущихся платформах и отступаешь от рушащейся под ногами опор.


Подводя итог под описаниями, впечатлениями и рассказами: «Я» — не игра в чистом виде, проект более можно характеризовать как визуально-аудиальный экспириенс с возможностью взаимодействия. Это опыт, это приключение, но больше созерцательное, философское и эмоциональное, нежели игровое.

Продолжительность игры 15 минут, допускаются дети старше 12 лет. Проект продлится с 30-го ноября 2017-го года по 1-е февраля 2018-го.

 

 
Второй проект, представленный ЦСИ «Марс», в данном случае точно «на потеху публике» — это «Journey One». Философской составляющей в нём не то чтобы нет совсем, если хорошо поискать, найти её можно и в электрическом чайнике, но здесь дело совершенно не в этом, а в восхитительной, насыщенной и сюрреалистической картинке, в ярком и захватывающем визуальной ряде, в стрельбе, телекинезе, пазлах и прочих составляющих хорошего VR квеста.

Предоставим возможность рассказать об игре человеку, который, пожалуй, лучше других знает собственное детище:

Искандер Хабибрахманов. Директор по продукту: «Journey One» — это наша первая игра, она сочетает в себе разные механики из различных жанров. Наша стратегия в плане разработки игры заключается в комбинирование игровых механик, визуальной эстетики и сторитейлинга (рассказа истории). Игра про необычный, сюрреалистичный мир снов учёного, в которых игрок путешествует, восстанавливая память этого персонажа. Находящиеся в этом странном месте должны понять, что с учёным произошло, почему он застрял в снах. Если говорить про механику более подробно, то у нас есть стрельба из пистолета, есть телекинез, т.е. можно врагов расталкивать руками, как в «Звёздных войнах», например. Также есть пазловые задания: нужно разгадывать определённые загадки, решать задачки. Одна загадка строится на разности восприятий, на том, что невозможно было бы в реальном мире. Люди видят разные вещи и должны найти правильный ответ — это довольно сложно. Важная составляющая игры — история, игровая легенда, рассказ. История занимает большую часть, 40-50 процентов, но игроки её сами активируют. В игре есть сферы памяти, в которых заключены воспоминания профессора, и участники, проходя уровни, активируют эти сферы, узнают, что случилось с профессором, параллельно стреляя во врагов и решая задачки. Эта игра была экспериментом, мы хотели попробовать разные приёмы, чтобы понять, что больше, а что меньше нравится игрокам»

В этом виртуальном мире есть два типа объектов, обозначающих, олицетворяющих два противоположных начала нашей жизни — порядок и хаос. Строгие, основополагающие объекты представляют нам порядок, а жидкие, аморфные — хаос.


Сон — вообще-то тема сложная, неоднозначная. Говорят, что цветные сны видят только шизофреники, при этом говорят, что все мы в той или иной степени шизофреники. Так какие сны мы видим — цветные или чёрно-белые? Ответа на этот вопрос не существует, потому что наши воспоминания подпитываются теми догмами, которые вжились, намертво вгрызлись в наше подсознание, значит, если мы уверены, что сны должны быть чёрно-белые, мы точно вспомним, что они были именно такими, хотя, возможно, они были очень яркими и красочными.

Но здесь всё проще — учёный же сумасшедший, значит и сны у него должны быть цветные. В этой игре они не просто цветные, а несколько даже кислотные, кажется, что объекты, находящиеся в игровом мире, можно потрогать руками и реально ощутить их температуру и структуру.

В «Journey One», в отличии от «Я», предлагается играть вдвоём.

Искандер Хабибрахманов. Директор по продукту: «Эта игра рассчитана на двух человек, в первую очередь исходя из размеров локации. Проект открылся здесь, в центре «Марс», на площади в 70 кв. метров, и, по нашему мнению, на таком пространстве двум участникам как раз будет комфортно играть. Ну и, конечно, два игрока – это больше чем один, так всегда интересней»


Сталкиваться с квестами, пусть и VR, в музеях, галереях или Центрах Современного Искусства мы категорически не привыкли, вроде бы это совершенно другая индустрия, иное поле деятельности и практически противоположная аудитория. Но в «Марс» решились на такой эксперимент, пригласив Искандера воплощать свой проект на территории и при поддержке ЦСИ. 

Искандер Хабибрахманов. Директор по продукту: «В «Марс» мы пришли потому, что изначально хотели делать не просто уже поднадоевшие всем стандартные на тот момент VR-игры, хотелось максимально отойти от зомби-шутеров, это был единственный формат продукта на рынке на момент рождения идеи игры. Мы хотели, чтобы в ней была некая история, чтобы был поход из точки А в точку Б, чтобы был конец пути, путешествие. Мы хотели создавать миры, которых нет в реальном пространстве, а не пытаться реальный мир запихнуть в виртуальный. Во-первых, это не всегда позволяет сделать железо, а во-вторых — ну сколько это можно делать уже?! Мы всегда чувствовали близость к интерактивным выставкам, так что нахождение в ЦСИ «Марс» как раз вписывалось в нашу стратегию развития. Мы с «Марсом» довольно быстро договорились, после переговоров буквально через 2,5 недели открыли локацию, до этого тестовая локация была не публичная, исключительно в офисе и хотелось как можно быстрее получить фидбэк от пользователей»

 
Фидбэк превзошёл все ожидания, — игра действительно пользуется популярностью, многие хотят принять участие в этом виртуальном путешествии, погрузиться в мир снов и сюрреализма, разгадать тайну профессора. Конечно, это порадовало разработчиков, но и добавило сложностей — нужно двигаться дальше, реализовывать всё новые идеи.

Искандер Хабибрахманов. Директор по продукту: «Уже сейчас мы начали работать над двумя играми. Одна игра будет портироваться, есть некая большая игра, длительностью 8-10 часов, и мы из неё сделаем короткую историю. Вторая игра будет с юмором и про инопланетян. Пока больше ничего не могу раскрыть».

 
«Будущее — за думающими и творящими», — говорят одни. «Нет, будущее — за новыми технологиями», — не соглашаются другие. «Суть в точке и времени пересечения», — спорят с предыдущими третьи. Все три позиции сошлись сейчас в Центре Современного Искусства «Марс»: в одно время, на одной площадке пересеклись два таких непохожих и, в то же время, близких по духу проекта — «Jorney One» и «Я» — волнение и неизвестность». Новые технологии игры и размышления над вечными вопросами, яркая графика и творение Вселенных, истории, сны, философия и, красной нитью через всё повествование, сюрреализм происходящего. А где он — реальный мир? Закройте глаза… и мир исчезнет…




PS:
 Центр Современного Искусства Марс поддерживает и объединяет компании и отдельных специалистов, работающих в сфере VR/AR/MR и мультимедиа, продвигает новаторские экспериментальные проекты. В Центре открыт клуб ART|VR, который помогает в получении грантов на развитие AR/VR стартапов, а также финансирует лучшие стартапы, связанные с мультимедиа искусством и видео артом. Клуб ART|VR — это полное оснащение необходимой аппаратурой для трекинга и захвата движения, 700 кв. метров тестовых площадок, 200 кв. метров офисного пространства, комната для переговоров. Содействие в подборе инвесторов на стадии стартапа.

 

___________

Корреспондент ProRealGames,
Владислава Позднякова