С актерами
Для детей
На улице
В помещении
Сложность
Не важно
Динамика
Не важно
Стоимость
Не важно
Кол. участников
Цепная реакция или 9 причин успеха в мире тимбилдинговых программ
2018-05-02

Цепная реакция или 9 причин успеха в мире тимбилдинговых программ

Цепная реакция, Эффект Домино, Машина Голдберга — названий множество, но смысл один: собирается цепочка из различных элементов, это могут быть самые обычные предметы — домино, шарики для тенниса, спиннеры или более сложные. Чем цепь длиннее, тем интересней. В финале происходит запуск, при котором (если все собрано верно) возникает самоподдерживающийся процесс, где одно действие приводит к началу второго, второе — к третьему и так далее, создавая так называемый эффект домино.

Вроде все просто, а что скрывается за этой простотой, какая польза, узнал корреспондент ProRealGames.


Цепная реакция – некий магический процесс, который вовлекает все поколения, профессии и возрасты. Люди готовы месяцами выстраивать ряды костяшек домино, чтобы всего несколько минут наблюдать цепную реакцию. В 2009 году энтузиасты установили почти 4,5 миллиона (!) фишек – мировой рекорд!

Цепная реакция или 9 причин успеха в мире тимбилдинговых программ

!Кстати: Однажды на подобном мероприятии в зал залетел воробей и взмахом крыла уронил 23 тысячи костяшек. Представьте, сколько нервных клеток потеряли участники процесса в ту секунду…

Не так давно event-компании додумались использовать эту механику для проведения тимбилдингов, и теперь это одна из самых популярных игр в России. Google, Kuka Robotics, множество других IT-корпораций, банки, заводы, фармацевтические компании – все буквально сходят с ума по этой программе.

Давайте разберёмся, что ценного несёт в себе Цепная реакция для корпоративной культуры. Мы задали этот вопрос руководителям трёх компаний,  которые являются безусловными лидерами на рынке корпоративных игр, построенных по принципу цепной реакции. Catalyst Russia — тимбилдинг «Цепная реакция», исполнительный директор Ирек Мансуров; Ивану Осипову, генеральному директору Vityaz Group — программы «Есть контакт!», «Crazy Maсhines» и генеральному директору компании «Конструктор» — Алексею Баранову — Тимбилдинг «Конструктор».

С чего всё начинается: заходят люди в зал и видят детский конструктор, который был у каждого советского школьника, только детали размером метр и больше, или набор, казалось бы, несвязанных предметов, больше напоминающих склад завхоза в школе (швабры, обрезки труб, тут же мячи для баскетбола и ведра).

Иван Осипов: «Почему многие взрослые люди любят песни из мультфильмов? Потому что они вспоминают ту самую эмоцию из детства - она им понятна и вызывает позитив. То же самое и здесь: яркие большие детали понятны - именно это и цепляет, затягивает».

Алексей Баранов: «Люди очень быстро отпускают ситуацию, полагая, что мы сейчас будем заниматься совершенно детскими вещами, и поэтому они ведут себя максимально естественно. И эта максимальная естественность – это то, что характеризует их в обычной жизни и в работе. Они не закрепощены и действуют на основании сложившихся привычек поведения, сложившейся корпоративной культуры и позволяют себе то же самое, что и на рабочем месте».

И в этом расслабленном состоянии, на позитиве, нужные бизнес-установки записываются «на подкорку» с первого раза, повторять не придётся. Донести полезные мысли можно разными способами: например, встроить логотип в финальный механизм или изменить сценарий игры, «вписав» корпоративные ценности, задачи в механику тимбилдинга.

Цепная реакция или 9 причин успеха в мире тимбилдинговых программ

Есть ещё один важный момент: в начале игры, когда люди видят гору деталей и совершенно не понимают, что должно получиться в конце и как этого добиться – возникает страх, нежелание пробовать. «Возможно ли это вообще?» Но уже через несколько минут, они понимают – возможно, и тут «включается» азарт, их уже не остановить, уверенность в своих силах растёт на глазах. И даже языковой барьер тут не помеха: однажды цепную реакцию строили люди из разных филиалов компании, и многие не знали языков, на которых разговаривали их коллеги. Но им настолько хотелось достигнуть финальной цели, что они нашли способ договориться. Степень вовлечённости – близка к максимальной.

Иван Осипов: «Была у нас игра, где принимали участие 15 команд, в конце выяснилось, что одна команда тормозит, никак не может собрать свою часть механизма. Все остальные справились и просто сидят, ждут, не могут приступить к финальному запуску. А оказалось, что там двое мужчин в преклонном возрасте очень основательно подошли к вопросу, хотели всё сделать сами, никого не подпускали. И даже руководство было бессильно».

За 2-3 часа игры руководство компании получает готовый психологический портрет всего коллектива. Организаторы настолько хорошо знают механику своей игры, что, увидев команду, могут с первого взгляда предсказать, как будут развиваться события, в процессе – подмечая то, что не видно обычным сторонним наблюдателям. Например, есть очень характерная для России модель поведения: на старте тимбилдинга участники начинают бездумно хватать всё, что видят, руководствуясь одной мыслью: «Возможно потом пригодится». Некоторые так и сидят на куче элементов, как Кощей над златом, всю игру: «Я пока свою конструкцию не соберу, ничего не отдам». Но есть и другие примеры.

Цепная реакция или 9 причин успеха в мире тимбилдинговых программ

Алексей Баранов: «У нас был проект с одним крупным заводом, где работал молодой сотрудник – вновь назначенный руководитель подразделения. У него светлая голова, он умеет мыслить стратегически, на игре он пытался много крутых идей озвучить. Проблема была в том, что его сотрудники не воспринимали их, поскольку он был вновь назначенный и не очень уверен в себе. Просто не слышали, что он говорит. И очень много ценных идей, которые могли сэкономить компании порядка 1500 минут времени, не принесли никакого результата. Мы наблюдали его поведение на протяжении всей игры, увидели, что у него есть проблемы с тем, чтобы удерживать внимание группы, чтобы говорить убедительно, обосновывать и доносить до других свою точку зрения. А это навыки, которые поддаются «прокачке». Мы рекомендовали для этого человека определённую программу развития, и его отправили на курсы. Позже, около месяца назад у нас был повторный заказ на этом предприятии, и мы видели этого человека – он «заматерел» и теперь является абсолютным авторитетом для своей команды».

На площадке становится очевидна способность сотрудников действовать автономно, насколько они привыкли проявлять инициативу и действовать в интересах компании.

Иван Осипов: «Была задача, когда нам нужно было повысить конверсию в магазине. Ситуация такая: из 10 посетителей только трое делали покупки. После прессинга со стороны руководства, продавцы стали хитрить: если человек покупает три вещи - они пробивают три чека. И мы внесли в тимбилдинг дополнительный модуль: можно собрать механизм цепной реакции по стандартной схеме, а можно сделать его лучше. Взять дополнительные детали и улучшить свою часть. Необязательно, но можно. Некоторые проявляли инициативу и делали это, другие - нет. Руководство получило аналитическую информацию».

Алексей Баранов: «Есть ещё один интересный момент, «зашитый» в механику игры: в начале, когда нет общего понимания, на площадке происходит следующее: выходит один из ситуационных лидеров и говорит: «Ребят, я не понимаю, что должно получиться в конце. А нет ли у вас какой-то финальной схемы?» Мы даём им эту схему. Дальше у этого человека есть несколько вариантов поведения: он может взять эту схему и положить её обратно, потому что он не захотел организовывать людей, выстраивать все эти процессы. Либо он пытается сделать всё самостоятельно. Или он понимает, какие блоки где должны стоять, разбирается, привлекает к этому людей. Когда все блоки цепочки построены, он руководит тем, как эти блоки должны быть между собой скреплены, чтобы они передавали цепной импульс».

 

Все процессы на игре буквально пропитаны идеей, что маленькое – всегда часть чего-то большого. Выпала шестерёнка – перестала работать вся машина. Как в жизни: тестировщика бросила девушка перед сдачей проекта – пострадал весь отдел, а следом, по принципу домино, и компания в целом. Уникальность цепной реакции в том, что здесь не нужно стараться сделать лучше или быстрее остальных, пытаться как-то выделиться. Здесь нужно общаться, взаимодействовать с другими участниками и командами. Если из 10 звеньев одно не сработает – это отразится на всей цепочке, поэтому чувство соперничества здесь исключается.

Ирек Мансуров: «Мы не даём размеров конструкции, мы даем просто рисунок, общий вид механизма. Это, не потому что мы поленились, так задумано, чтобы участники работали в связке, иначе в финале окажется, что элементы цепи не подходят друг другу по размеру, не получается их соединить. Здесь - по высоте не совпали, а здесь - по ширине, и начинают переделывать. Очевидно, что так же выстроены и процессы в работе компании, в бизнесе. Каждый отдел делает своё, а в итоге – пазл не сложился. А есть, кстати, обратные истории. Когда люди на игре говорят: «Всё, тормозим. Надо обдумать, как сделать с первого раза правильно».

Но так как с первого раза получается далеко не у всех, тут случаются удивительные открытия - проявляются Кулибины на площадке. Креативность в этих условиях цветёт пышным цветом.

Ирек Мансуров: «Участники начинают изобретать дополнительные решения, делать новые элементы, чтобы в финале конструкция сработала. Т.е. с чертежом их механизм не совпадает, но, в общем, цель достигнута. Если сравнить с рабочими процессами в компании: приходит задача от директора, у сотрудников не получается с ней справиться, но они не бросают, не опускают руки, а придумывают пути решения».

И, конечно, фееричный финал даёт эффект эмоциональной победы – без этого никуда. В 100% случаев участникам удаётся собрать, запустить и довести до конца цепную реакцию. Где-то помогают игротехники, которые собирают весь механизм за 45 секунд – как автомат Калашникова. Где-то на запуск ставят ответственного из команды заказчиков.

Ирек Мансуров: «Был хороший пример - одна банковская компания построила такой механизм: по горке должна была скатиться самодельная машина, потом врезаться в бревно, бревно упадёт и стянет чёрное полотно, которое скрывает баннер с логотипом компании, целями и пожеланиями на будущее. И вот, в финале все отошли в сторону, наблюдают цепную реакцию, и в какой-то момент что-то пошло не так, и бревно падает не в ту сторону. Пятисекундное замешательство, пауза, никто не шелохнулся. И тут генеральный директор банка подбегает и собственноручно срывает эту ткань. Таких аплодисментов на этой программе я ещё не видел. Очень показательный момент: генеральный директор в ответе за всех. Он потом рассказывал, что в обычной жизни избегает публичных выступлений и такого грома аплодисментов в свой адрес никогда не слышал. Почувствовал себя настоящей звездой».

 

Пора подвести итоги:

  1. Механика («начинка» игры, то, как она проходит) цепной реакции предельно проста и основана на позитивных детских воспоминаниях.
  2. Невозможное возможно. Игра переворачивает сознание, заставляет поверить в свои силы.
  3. 100% Вовлечённость участников. Игра подходит для всех, независимо от должности, пола, возраста, национальности.
  4. Хотите увидеть психологический портрет своего коллектива – добро пожаловать на цепную реакцию. В этом тимбилдинге все процессы, происходящие в компании, особенности корпоративной культуры, поведенческие модели – как на ладони.
  5. Программа «прокачивает» автономность сотрудников – способность действовать самостоятельно, без контроля со стороны начальства.
  6. Цепная реакция как нельзя лучше демонстрирует, что одна маленькая деталь – всегда часть чего-то большего.
  7. Взаимодействие с другими людьми и отделами – архиважный навык, часто несёт больше пользы, чем знание теории, опыт и т.п.
  8. Цепная реакция развивает креативность.
  9. Эффект эмоциональной победы.

И это только вершина айсберга. Уверены, что каждый сможет найти для себя еще с дюжину полезных штук, делающих эту программу такой успешной на рынке корпоративных игр.

Тимбилдинги по принципу цепной реакции бывают разные: от мелких сложных деталей в стиле стимпанк, до огромных механизмов длиной в 120 метров – один такой собирали 900 человек. Это ещё один плюс этой программы – попробуйте сходу назвать тимбилдинги, где можно задействовать 900 человек и больше, и чтобы все «включились» в процесс.

Организаторы дополняют свои игры разными «бонусами»: одни проводят рефлексию, «подстраивают» свои сценарии под определённые категории заказчиков . Другие стараются добавить в тимбилдинг немного «строительства», чтобы люди сами выпиливали детали, а не получали готовые. Третьи – гордятся реквизитом, сделанным вручную на собственном производстве, у них каждый винтик – произведение искусства.

Но объединяет всё это разнообразие одно: финал цепной реакции – это процесс, который завораживает своей идеальной четкостью (слаженностью) и масштабностью. Момент, когда каждая деталь последовательно оживает, превращая всю цепь в идеально отлаженный живой организм, вызывает неописуемый восторг, а чувства собственной значимости и гордости за команду переполняют тебя. Ведь вся эта магия стала возможной благодаря твоей работе и работе твоей команды – вот это не забудется никогда, в отличие от бега в мешках, очередного банкета и других «традиционных» способов провести корпоратив.

Прочитать более подробно про каждую игру, а также оставить заявку на описанные в статье игры вы можете тут:

или позвонив нам по телефону +7(800)775-67-29

Играйте с пользой, выбирайте лучшее, ведь на портале prorealgames.ru мы стараемся собирать для вас самые интересные игры.

__________

Команда ProRealGames

Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь на сайте или войдите в личный кабинет.
Вам может понравиться
18+
2 ч. 0 м.
68 – 200

Иммерсивный банкетный спектакль «МАФИЯ»

С иммерсивным спектаклем «Мафия» Ваши гости перенесутся в эпоху гангстеров, не покидая банкетного стола. Выявите предателя в мафиозном клане Джиганте!
Библиотека старого масона
18+
1 ч. 0 м.
2 – 5

Библиотека старого масона

Чтобы попасть в тайное братство, нужно быть богатым, образованным и властным.
18+
2 ч. 30 м.
5 – 7

Пешеходный квест «Багровая Пресня»

Район Красной Пресни повидал множество кровавых восстаний, и безмолвные их следы, подобно глубоким шрамам, всё ещё видны в городских закоулках.
Шпионская история: Побег из посольства
1 ч. 0 м.
2 – 5

Шпионская история: Побег из посольства

Вас с друзьями задерживают на территории посольства одной из азиатских стран.