Автоквест: игры на колёсах


Автоквесты как Большой взрыв для Вселенной квестов. С них всё начиналось они появились около 12 лет назад, и с тех пор их молекулы заставляют не спать ночами десятки людей. ProRealGames наведались в гости к самому популярному автоквесту Москвы NightKids.
 


 

Тёмной-тёмной ночью на тёмной-тёмной площадке близ биологического корпуса МГУ собираются они… Гудят моторы нескольких десятков машин, странные люди листают сборники каких-то шифров. Забыв о корреспондентской наглости, я, стесняясь, паркуюсь в самом дальнем углу и, как заяц, шарахаясь от света фар, ищу организаторов автоквеста. Я ожидала, что мне дадут карту с отмеченными крестиком локациями, где нужно будет побывать и, в идеале, прийти к финишу первой. Руки уже тянулись к ключу зажигания, но не тут-то было — всё оказалось гораздо масштабнее, продуманнее и интереснее. Никаких гонок — от скорости езды ничего не зависит. Единственное, что роднит проект со стритрейсингом, это то, что чаще всего «на дело» его участники выходят ночью, потому что нет пробок и любопытных бабушек.

Бессменный предводитель NightKids — Марианна Скрипка, она занимается автоквестами больше 7 лет, помнит каждую загадку — а их было уже более 2,5 тысяч. Причём, задания почти никогда не повторяются — раз в 5 лет, не чаще. А составляют их так, чтобы ни один академик РАН не справился.

Марианна Скрипка, организатор автоквестов NightKids: «У них мозги работают на эрудицию, а у нас загадки на логику. Здесь другое совсем мышление нужно. Некоторые наши задания из школьной программы, есть даже из детсадовской кажется, что совсем просто. Но всё зависит от того, как подать. Например, какой цвет за каким идёт в радуге вроде знают все. Но, когда ты даёшь цифры и окрашиваешь их в разные цвета и нужно соотнести цифры с буквами алфавита, расставить их в порядке цветов в радуге, это уже вызывает сложности. Т. е. такая логика не у всех работает».

Раньше ориентировались на более отчаянную аудиторию, которая может разгадать шифр в шифре или пробежаться в трусах по Тверской. Но потом упростили и адаптировали игры — справится даже новичок, но при этом профессионалам тоже не скучно. Адреса нужно сначала расшифровать — создатели проекта даже напечатали настоящий сборник шифров в 21 страницу. Сначала команде ProRealGames пришлось вслушиваться в азбуку Морзе (аудиозапись в соцсети), потом искать пропущенные буквы в тексте и т.д. — только на чтение заданий ушло примерно минут 40. Когда мозги закипели, а тело затекло, мы не выдержали: попросили одну подсказку и, счастливые, тронулись  наконец-то в путь.
 


Если ты за рулём 3 года, но всё ещё не чувствуешь габариты машины и пытаешься катапультироваться, когда видишь другие авто на дороге, то лучших курсов вождения, чем автоквест, не придумать. Я резко научилась замечать знаки, читать разметку и т.д. Потому что, как только мы стартовали, произошло настоящее чудо. Я отвлеклась на навигатор и выехала на "встречку", где, естественно, любовались звёздами сотрудники ГИБДД. На моё жалобное «У нас тут автоквест…» они безапелляционно заявили: «А у нас ПДД РФ». Но, видимо, мой растерянный вид, очки, съехавшие на нос, и выпученные глаза 4 человек, набившихся в машину, всё-таки подействовали. Люди в форме проявили небывалую человечность, отпустили нас с миром, ещё и дорогу подсказали. Говорят, многие сотрудники ГИБДД уже знают об автоквестах и, как минимум, не задерживают участников надолго, оформляя нарушения.

В течение всей игры нас сопровождал, видимо, какой-то автоквестовский Хоттабыч, и, скорее всего, он выдрал себе всю бороду, потому что чудеса преследовали нас всю ночь. Чудо, что невольные свидетели процесса, не вызвали полицию или скорую. Когда по детской площадке перед домом бегают люди с фонарями и ищут какие-то надписи, тут попахивает вандализмом. Но с этой темой организаторы автоквеста разобрались досконально: надписи они делают не на памятниках, а на столбах, ножках скамеек и т.д. — в укромных местах, часто белым по белому, чтобы не было заметно. Искать их — не запрещено законом, так что попасть в «обезьянник» невозможно.
 



Хотя некоторых москвичей действительно пугает происходящее: были игры, в которых участники гонялись за огромным имбирным печеньем из мультфильма «Шрек», в других организаторы наряжались в защитные костюмы и респираторы и в таком виде прогуливались по метро.

Марианна Скрипка, организатор автоквестов NightKids: «По легенде, в Москве происходило заражение, нельзя было находиться на поверхности, нужно попасть в самую глубокую станцию метрополитена. А это и по сей день Парк Победы. В подземке игроков ждала я и другие агенты в образе ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Прохожие подходили и спрашивали, на самом ли деле идёт заражение? А я же не знаю, играет этот человек или нет, там 50 команд в списке, всех не запомнишь. Ну, я и ответила, что да, правда. Один мужчина сильно испугался…»

А врачей прохожие вполне могли вызвать, когда команда ProRealGames в 4 утра бегала по какому-то двору, изображая круглое существо с огромным ртом и жёлтые точки из старинной игры Pac-Man. Это было одно из дополнительных заданий на креативность — снять ролик по мотивам древней аркады. Мы, как истинные ценители культуры 90-х, имитировали даже звуки, которые издавал этот японский прожорливый колобок. Обмотавшись жёлтыми мусорными пакетами, 3 девушки (спортсменка, менеджер по работе с партнёрами и корреспондент), как при замедленной съёмке, убегали от чавкающей головы. Пакмен сожрал всех, а я решила подольше насладиться процессом и не стала поддаваться, как остальные, уворачивалась и шустрила, чем только раззадорила бешеного колобка. Наш гендиректор, конечно, не опустился до такого унижения и занял самую выгодную позицию — снимал всю эту вакханалию на телефон. При этом, увидев ролик, организаторы лишь снисходительно улыбнулись. После 300 автоквестов, которые провели NightKids, их теперь сложно чем-то удивить. Однажды сделали игру по мотивам сказки «Алиса в стране чудес», в которой белый кролик требовал от участников капусту. Кто-то пошёл в магазин и привёз на финиш авоську с кочанами, некоторые выпросили в Subway весь капустный салат, а кто-то взял лист бумагу и нарисовал доллар. Вот такие ночные фантазии случаются у москвичей.

Марианна Скрипка, организатор автоквестов NightKids: «Например, однажды было задание на жадность, на тему отпуска надо было привезти на финиш ракушки. Сколько добудешь, столько баллов получишь. Мы рассчитывали, что игроки будут бегать по квартирам и собирать свои сувениры с моря.  А одна команда пошла и купила мешок мидий. Они слили кучу денег, но выиграли для них это было важно. После этого мы перестали делать такие задания. Потому что у кого-то есть деньги, а кто-то отдал последнюю тысячу, чтобы поиграть».



И таких «подводных камней» немало. Здесь под запретом так называемые «загадки-вилки», у которых может быть несколько вариантов решения, иначе игроки могут забрести в какое-нибудь Бутово и не дойти до финиша. Организаторы продумали даже «стоп-таймы» — минуты, которые участники теряют в очереди, например, чтобы попрыгать в обруче по «классикам», вычитают из финишного времени команды.

Авторы проекта проводят игры каждую субботу и готовятся к ним всю неделю, как музыканты к концерту в консерватории им. П.И. Чайковского. Пишут «партитуру»: какая тема, какой район будет играть, потом разрабатывают загадки и, наконец, «выходят в поле» — наносят коды, размечают территорию, закупают инвентарь, мастерят реквизит. Например, однажды делали ультрафиолетовые фонарики — вручную подсоединяли диоды к батарейкам, в другой раз — выпиливали деревянный лабиринт в человеческий рост — всю квартиру руководителя проекта завалили опилками.

Создатели автоквестов NightKids работают лучше всех экскурсоводов вместе взятых — открывают людям всякие «необычности». Например, в столице есть памятник Винни-Пуху, слесарю, советским детям, карандашу и кляксе. В маршрутах игр можно встретить дом Высоцкого, католический костёл, дом-яйцо, дом-парус, дом-корабль и самый длинный дом города протяжённостью 3 км (на Варшавском шоссе).

Наш автоквест был посвящен эпохе Бориса Ельцина и клонированной овечки Долли — 90-м. Мы прыгали по клеткам «классиков» в обруче, искали граффити на стенах, определяли вкусы Yupi и Zuko — ностальгия не отпускала все 5 часов. Оказывается, и в 30 лет можно не спать всю ночь и носиться по городу в поисках вот этого «чёрного столба и куска металлического забора» с фотографии из группы в соцсетях.
 



А где мы чуть не заснули (от отчаяния) — это на задании «Найди агента». В определённом квадрате улиц спрятана машина, так называемая «лиса», которую надо найти за 60 минут. Сначала была мысль, что квест всё-таки «авто», поэтому, наверное, можно обнаружить белый BMW, не вылезая из тёплого салона. Но это было бы слишком просто. В итоге, протискиваясь между бордюром и припаркованными машинами в узких дворах в районе Кутузовского, мы поняли, что надо было выполнять это заданием пешком, но поздно. А ещё нельзя «на глаз» определять, куда ехать — лучше запастись картой в бумажном варианте, где прямо фломастером заранее очертить заданный квадрат улиц, и тогда область поиска сузится до адекватных размеров.

В чём не откажешь организаторам, так это в любви к прекрасному. Игры они проводят в самых красивых районах златоглавой — например, на Красной Пресне, около Кутузовского. На финише я столкнулась с такой Москвой, какой ещё никогда не видела: встретить рассвет в центре столицы — такой пункт должен быть у каждого в списке обязательных дел.

Перед тем как отправиться домой высыпаться, я решила попросить у автоквестовского Хоттабыча пройти остальные форматы NightKids — всего их 12. А пока повторяю ПДД, на всякий случай, и на автомате заглядываю под скамейки на детских площадках в поисках кодов.